Всемирно Известный Памятник "Медный Всадник" в С-Пб воспроизводит Мотив БОРЬБЫ ГЕРОЯ (Св. ГЕОРГИЯ) СО ЗМЕЕМ. Но в нём есть и очень Тонкий Намёк: Композиционно памятник Сделан таким образом, что ЗМЕЙ СЛУЖИТ ТОЧКОЙ ОПОРЫ ВСЕЙ СКУЛЬПТУРНОЙ ГРУППЫ (3-ЕЙ, ПОМИМО 2-Х НОГ КОНЯ)
Змееборческая драма известна с древнейших исторических времен (например, шумеро-аккадский Мардук, ведийский Индра). Отмечают, что она восходит к дохристианским культам.[5][6][7]Античная мифология также знает ряд сходных сюжетов[8]: Зевс побеждает Тифона, имевшего на затылке сто драконовых голов, Аполлон одержал победу над драконом Пифоном, а Геракл над Лернейской гидрой. Наиболее близким по сюжету к чуду Георгия о змие является миф о Персее и Андромеде: Персей побеждает морское чудовище и спасает царевну Андромеду, отданную ему на съедение.
Чудо Георгия о змие имеет такое официальное церковное иносказательное толкование: царевна — церковь, змей — язычество то есть Георгий, убивая дракона, спасает христианскую церковь от язычников. Также это чудо рассматривается как победа над дьяволом — «древним змием» (Откр.12:3; 20:2)[9].
Драко́н — популярный в средневековье
геральдический монстр. Изображался обычно с двумя крыльями, двумя
ногами, длинным завитым остроконечным хвостом и чешуйчатым телом. Когда
дракон изображён без крыльев, он называется «lindworm», когда без ног — «serpent».
С опущенной головой он называется побеждённым драконом. Геральдическое
значение дракона — неприкосновенность, запрет, девственность охраняемого
объекта (сокровища, девы и проч.).
Амфиптер - извивающийся дракон с крыльями, но без лап;
Гивр - дракон с крыльями и лапами (в Интернете гивр описывается, наоборот, как дракон без крыльев и лап).
Глубже значение символа определяется по позе дракона[1]:
вздыбленный (стоящий на задних лапах; с поднятыми передними);
шествующий (идущий; с поднятой правой передней лапой и смотрящий вправо);
стоящий (стоящий на всех четырёх лапах, крылья приподняты над спиной, распростёрты или приопущены, хвост узловатый).
Ещё глубже значение определяется цветом: чёрным, красным, зелёным или золотым[1].
В русской геральдике этот символ несколько отличается от европейского и совмещал в себе также образ змея (в европейской г. отдельный символ)[2]:
Дракон, эмблема нечистой силы,
язычества, невежества, изображается в профиль с лапами грифа, на
которых он и покоится; язык его похож на жало, крылья у него такие же,
как у летучей мыши, а туловище оканчивается рыбьим хвостом.
Александр Лакиер, «Русская геральдика»
Змий в русской геральдике
Змий — разновидность дракона. Оба изображаются крылатыми, но
дракон — с двумя лапами, а змий — с четырьмя. Является отрицательным
символом и в русской геральдике практически отождествляется с драконом[3]. По мнению историка Королёва, различие между этими существами по числу их лап несущественно[цитата не приведена 1002 дня] и в русской эмблематической традиции отсутствует[4].
Чудо Георгия о змие — описанное в житии святого великомученикаГеоргия Победоносца спасение им царевны от змея (дракона), совершенное им, согласно большинству указаний, уже после смерти. Получило отражение в иконографии данного святого, став самым узнаваемым его изображением.
В русских землях народ почитал Георгия как покровителя воинов,
земледельцев и скотоводов. 23 апреля и 26 ноября (по старому стилю)
известны под именем весеннего и осеннего Юрьева дня.
В весенний Юрьев день крестьяне первый раз после зимы выгоняли скот на
поля. Изображения святого Георгия встречаются издревле на
великокняжеских монетах и печатях.
"ЧУ́ДО ГЕО́РГИЯ О ЗМИ́Е" — тип житийной иконы, получивший распространение в древнерусском искусстве в XI—XII вв. Восходит к византийским образцам из истории воина Георгия, победившего змея (см. Георгий Святой Победоносец).
Известен в двух иконографических вариантах: "кратком", получившем признание в новгородской школе XII—XVI вв., где изображен воин на белом коне, поражающий копьем змея (см. т. 3, цв. ил. 1), и "расширенном", характерном для искусства московской и ярославской школ XVI—XVII вв. В "расширенном" варианте помимо всадника и змея (крылатого дракона) изображены другие детали и персонажи
легенды, с помощью которых совмещаются разновременные эпизоды.
Георгий поражает чудище копьем, а царевна Елисава уже ведет змея на
поводке "аки послушного пса" в город либо стоит в ожидании исхода
поединка (на дальнем плане иконы изображена башня, с которой на поле битвы взирают царь Сельвий, царица и придворные).
Иногда иконописцы показывают городские ворота и горожан, встречающих победителя.
В верхней части композиции — Ангел венчает Георгия короной.
В русском тексте сказания Георгий, обращаясь к девушке перед своим подвигом, обещает ей: "А ты уверуешь в моего Бога.
Не страшись и будь спокойна" (принцесса, как и все жители города Ласие в Ливии, были язычниками).
После этого Георгий произнес молитву, "возвысив голос", и с неба сошел глас Божий: "Твои молитвы дошли, делай, что задумал".
Тогда Георгий осенил себя крестом, и змий сам упал к его ногам.
Георгий связал чудище поясом девушки, и та повела змия в город.
После этого жители уверовали в истинного Бога и приняли крещение от александрийского епископа, "примерно двести сорок тысяч человек".
Св. Георгия считали покровителем русского воинства, особенно его почитали в Новгороде Великом.
Примечательно, что новгородские иконописцы и фрескисты вопреки литературному тексту сказания "Чуда Георгия о змие" предпочитали изображать воинскую сцену: поединок всадника и змея, олицетворения зла.
ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ со времён Дмитрия Донского считается покровителем Москвы, поскольку город был основан тезоименным ему князем Юрием Долгоруким. Изображение всадника, поражающего копьемзмия, с рубежа XIV—XV веков появляющееся в московской геральдике, в народном сознании воспринималось как образ святого Георгия; в 1730 г. это было закреплено официально.
В настоящее время эта фигура в гербеРоссийской Федерации описывается как «едущий
влево на серебряном коне серебряный всадник в синем плаще, поражающий
серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём
дракона, также обращённого влево»[18], то есть без прямой ссылки на св. Георгия, и изображается без нимба.
Если подходить к символу "Серп и Молот" без предубеждения, то
можно сказать, что в нём чувствуется какая-то скрытая "ёмкость и
выразительность". Он вроде-бы прост, но подсознательно ощущается его
тайная глубина.
Символ «Серп и Молот», что крайне
поразительно, и композиционно, и
символически близок изображениям Георгия Победоносца, поражающего Змея-Дракона.
Ручка Молота наклонена так же, как и копьё Георгия, сам Георгий на коне – это
ударная часть Молота, а Змей – Серп. На иконах часто изображается возложение
Короны на главу Георгия. В советском
символе Короне соответствует Пятиконечная Звезда. Получилось, что советский
символ «Серп и Молот» фактически повторил царский «Чудо о Змие», но в более
«чистом», «легкочитаемом» виде. Может, как раз в этом его скрытая сила?! «Единство
и борьба противоположностей» - один из законов диалектики.
================================================== С эзотерической точки зрения, Георгий Победоносец символизирует Бескорыстного Искателя Истины, способного ПРОБУДИТЬ в себе ОГНЕННУЮ МОЩЬ ТВОРЦА! Но до этого необходимо изжить свои недостатки и пороки. Иначе ОГНЕННАЯ МОЩЬ может пробудиться не в виде ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЫ "АНАСТАСИИ", а в образе СТРАШНОГО ДРАКОНА, с которым придётся жестоко сражаться!
И ещё: необходимо создать достойное Высоких Возможностей Человека общество, в котором ПРОЦЕСС ТАКОГО ПРОБУЖДЕНИЯ будет пониматься как естественная цель Жизни!
------------------------------------------- В
мифологии змея может предстать в виде символа защиты и охраны. Во
многих мифах и сказках змеи, чаще всего кобры, охраняют пещеры с
несметными сокровищами. Этот сюжет связан с некоторыми древними
поверьями. Одно из них гласит о том, что в голове змеи рождается
драгоценный камень, позволяющий ей жить около тысячи лет. Если верить другой легенде, драгоценные камни — не что иное, как капли застывшей змеиной слюны.
Индийский
наг, кобра, стерегущая россыпи сверкающих самоцветов, символизирует
сохранность духовных ценностей. Индусы и китайцы верили, что змея-страж
убивает только греховных искателей легкой наживы, а людей добродетельных
она щедро награждает за чистоту души и бескорыстие.
Способность
змеи сбрасывать старую кожу сделала ее символом омоложения и
долголетия, а лечебные свойства змеиного яда — современной эмблемой
медицины. Прообразом последней явилась змея, обвившая жезл Асклепия,
греческого бога врачевания. Две змеи обвивают кадуцей — магический жезл
бога — посланника Гермеса. В Ветхом Завете символом исцеления стал
Медный змей, сделанный Моисеем по указанию бога Яхве после исхода евреев
из Египта: неким чудесным образом Медный змей излечивал ужаленных
ядовитыми змеями людей, переходивших кишевшую ими Синайскую пустыню.
В религии
многих народов Азии, Африки и Америки змея выступает в роли тотемного
животного. Например, зулусы верили, что в змеях воплощаются их давно умершие
предки.