=====================

Всемирно Известный Памятник "Медный Всадник" в С-Пб воспроизводит Мотив БОРЬБЫ ГЕРОЯ (Св. ГЕОРГИЯ) СО ЗМЕЕМ.
Но в нём есть и очень Тонкий Намёк: Композиционно памятник Сделан таким образом, что ЗМЕЙ СЛУЖИТ ТОЧКОЙ ОПОРЫ ВСЕЙ СКУЛЬПТУРНОЙ ГРУППЫ (3-ЕЙ, ПОМИМО 2-Х НОГ КОНЯ)

Змееборческая драма известна с древнейших исторических времен (например, шумеро-аккадский Мардук, ведийский Индра). Отмечают, что она восходит к дохристианским культам.[5][6][7]Античная мифология также знает ряд сходных сюжетов[8]: Зевс побеждает Тифона, имевшего на затылке сто драконовых голов, Аполлон одержал победу над драконом Пифоном, а Геракл над Лернейской гидрой. Наиболее близким по сюжету к чуду Георгия о змие является миф о Персее и Андромеде: Персей побеждает морское чудовище и спасает царевну Андромеду, отданную ему на съедение.
Чудо Георгия о змие имеет такое официальное церковное иносказательное толкование: царевна — церковь, змей — язычество то есть Георгий, убивая дракона, спасает христианскую церковь от язычников. Также это чудо рассматривается как победа над дьяволом — «древним змием» (Откр.12:3; 20:2)[9].
+ ДРАКОН (Википедия)
-------------------------------------------------------
Виды драконов в геральдике[1]:
- Крылатый дракон - дракон с двумя лапами;
- Змей - дракон без крыльев;
- Амфиптер - извивающийся дракон с крыльями, но без лап;
- Гивр - дракон с крыльями и лапами (в Интернете гивр описывается, наоборот, как дракон без крыльев и лап).
Глубже значение символа определяется по позе дракона[1]:
- вздыбленный (стоящий на задних лапах; с поднятыми передними);
- шествующий (идущий; с поднятой правой передней лапой и смотрящий вправо);
- стоящий (стоящий на всех четырёх лапах, крылья приподняты над спиной, распростёрты или приопущены, хвост узловатый).
Ещё глубже значение определяется цветом: чёрным, красным, зелёным или золотым[1].
В русской геральдике этот символ несколько отличается от европейского и совмещал в себе также образ змея (в европейской г. отдельный символ)[2]:
![]() |
Дракон, эмблема нечистой силы,
язычества, невежества, изображается в профиль с лапами грифа, на
которых он и покоится; язык его похож на жало, крылья у него такие же,
как у летучей мыши, а туловище оканчивается рыбьим хвостом.
Александр Лакиер, «Русская геральдика»
|
![]() |
Змий в русской геральдике
Змий — разновидность дракона. Оба изображаются крылатыми, но дракон — с двумя лапами, а змий — с четырьмя. Является отрицательным символом и в русской геральдике практически отождествляется с драконом[3]. По мнению историка Королёва, различие между этими существами по числу их лап несущественно[цитата не приведена 1002 дня] и в русской эмблематической традиции отсутствует[4].
-----------------------------------------------------------
В художественной культуре всего христианского мира издревле широко используется сюжет борьбы святого великомученика Георгия со Змеем (Драконом).
+ Георгий Победоносец (Википедия)
Чудо Георгия о змие — описанное в житии святого великомученика Георгия Победоносца спасение им царевны от змея (дракона), совершенное им, согласно большинству указаний, уже после смерти. Получило отражение в иконографии данного святого, став самым узнаваемым его изображением.
--------------------------------------------------------------------
Почитание в России
На Руси с древних времен св. Георгий почитался под именем Юрия или Егория. В 1030-х годах великий князь Ярослав основал в Киеве и Новгороде монастыри святого Георгия (см. Юрьев монастырь) и повелел по всей Руси «творити праздник» святого Георгия 26 ноября (9 декабря).
В русских землях народ почитал Георгия как покровителя воинов, земледельцев и скотоводов. 23 апреля и 26 ноября (по старому стилю) известны под именем весеннего и осеннего Юрьева дня. В весенний Юрьев день крестьяне первый раз после зимы выгоняли скот на поля. Изображения святого Георгия встречаются издревле на великокняжеских монетах и печатях.
-------------------------------------------------------
+ Иконы Св. Георгия Победоносца
+ Очень много икон Св. Георгия Победоносца (альбом на "Яндекс-фотках")
+ Иконография Св. Георгия Победоносца
+ Иконы Св. Георгия Победоносца (результаты поиска в "Гугле")
+ Современные Иконы Св. Георгия Победоносца

ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ со времён Дмитрия Донского считается покровителем Москвы, поскольку город был основан тезоименным ему князем Юрием Долгоруким. Изображение всадника, поражающего копьем змия, с рубежа XIV—XV веков появляющееся в московской геральдике, в народном сознании воспринималось как образ святого Георгия; в 1730 г. это было закреплено официально.


Если подходить к символу "Серп и Молот" без предубеждения, то можно сказать, что в нём чувствуется какая-то скрытая "ёмкость и выразительность". Он вроде-бы прост, но подсознательно ощущается его тайная глубина.
Символ «Серп и Молот», что крайне поразительно, и композиционно, и символически близок изображениям Георгия Победоносца, поражающего Змея-Дракона. Ручка Молота наклонена так же, как и копьё Георгия, сам Георгий на коне – это ударная часть Молота, а Змей – Серп. На иконах часто изображается возложение Короны на главу Георгия. В советском символе Короне соответствует Пятиконечная Звезда. Получилось, что советский символ «Серп и Молот» фактически повторил царский «Чудо о Змие», но в более «чистом», «легкочитаемом» виде. Может, как раз в этом его скрытая сила?! «Единство и борьба противоположностей» - один из законов диалектики.
==================================================
С эзотерической точки зрения, Георгий Победоносец символизирует Бескорыстного Искателя Истины, способного ПРОБУДИТЬ в себе ОГНЕННУЮ МОЩЬ ТВОРЦА!
Но до этого необходимо изжить свои недостатки и пороки.
Иначе ОГНЕННАЯ МОЩЬ может пробудиться не в виде ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЫ "АНАСТАСИИ",
а в образе СТРАШНОГО ДРАКОНА,
с которым придётся жестоко сражаться!
И ещё: необходимо создать достойное Высоких Возможностей Человека общество, в котором ПРОЦЕСС ТАКОГО ПРОБУЖДЕНИЯ будет пониматься как естественная цель Жизни!
===============================================



В мифологии змея может предстать в виде символа защиты и охраны. Во многих мифах и сказках змеи, чаще всего кобры, охраняют пещеры с несметными сокровищами. Этот сюжет связан с некоторыми древними поверьями. Одно из них гласит о том, что в голове змеи рождается драгоценный камень, позволяющий ей жить около тысячи лет. Если верить другой легенде, драгоценные камни — не что иное, как капли застывшей змеиной слюны.
Индийский наг, кобра, стерегущая россыпи сверкающих самоцветов, символизирует сохранность духовных ценностей. Индусы и китайцы верили, что змея-страж убивает только греховных искателей легкой наживы, а людей добродетельных она щедро награждает за чистоту души и бескорыстие.
Способность змеи сбрасывать старую кожу сделала ее символом омоложения и долголетия, а лечебные свойства змеиного яда — современной эмблемой медицины. Прообразом последней явилась змея, обвившая жезл Асклепия, греческого бога врачевания. Две змеи обвивают кадуцей — магический жезл бога — посланника Гермеса. В Ветхом Завете символом исцеления стал Медный змей, сделанный Моисеем по указанию бога Яхве после исхода евреев из Египта: неким чудесным образом Медный змей излечивал ужаленных ядовитыми змеями людей, переходивших кишевшую ими Синайскую пустыню.
В религии многих народов Азии, Африки и Америки змея выступает в роли тотемного животного. Например, зулусы верили, что в змеях воплощаются их давно умершие предки.
Подробнее: http://magicsym.ru/mir_fauny/zmeya-2.html#ixzz27oM0OpHb
-------------------------------------------
+ Царевна - Змея (русская народная сказка в обр. А. Н. Афанасьева)
