+ Бытие (Философия)
-----------------
Бытие́ — в самом широком значении — существование.
Понятие бытия — центральное философское понятие. Бытие — предмет изучения онтологии. Может пониматься как синоним понятий «существование» и «сущее» или же отличаться от них теми или иными смысловыми оттенками. В более узком значении понятие «бытие» фиксирует аспект существования сущего, в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?». Понятие бытия в русский философский язык вводит Григорий Теплов в 1751 году как перевод латинского термина «ens».
-----------------
Философский смысл понятия Бытия заключается в предельно широком охвате действительности, осмыслении ее разнообразия, первооснов, способов существования.
Говоря по-простому: БЫТИЕ - реально существующая действительность. Это весь мир, вся Вселенная, включая и нас самих, в том числе - и наши мысли и чувства. Для человека БЫТИЕ делится на объективное и субъективное. Объективное Бытие - это всё внешнее по отношению к человеку (его сознанию), в том числе - и его тело (некоторым образом). Субъективное Бытие - это внутренний духовный мир человека, его сознание. Мы ощущаем, представляем, понимаем, познаём Бытие только потому, что наш Головной Мозг на основе сигналов от различных органов чувств создаёт, строит Единую Картину Бытия Мира. При этом построении сознание человека, его духовный мир (субъективное Бытие) играет определяющую роль. Поэтому эта Единая Картина Бытия Мира, построенная нашим Головным Мозгом, является субъективной по форме и объективной по содержанию.
Наиболее глубокая и подробная Единая Картина Бытия Мира создаётся в головах учёных в результате занятия научной деятельностью. Честь им за это и хвала, и низкий поклон! Эта Единая Научная Картина Бытия Мира, по идее, должна быть наиболее приближена к объективности (насколько это вообще позволяет сам организм человека). Но это - по идее! А насколько созданная современной наукой Единая Картина Бытия Мира с её 11 измерениями, струнами и т. п. соответствует Объективной Реальности - это отдельный большой вопрос!
Таким образом, современная наука, особенно так называемая фундаментальная, занимается изучением первооснов или фундамента Бытия или, проще говоря, - изучением того, из чего же в итоге состоит всё Бытие. Наука издавно говорит, что мир состоит из материи, а она изучает как строение этой самой материи вглубь (микромир), так и всё более сложные объекты, созданные из этой материи (макромир). Строение материи вглубь: молекулы --- атомы --- атом (ядро + электроны) --- электрон --- ядро атома (протоны + нейтроны) --- протон --- нейтрон --- физический вакуум... На основе полученных данных наука вырабатывает так называемую Научную Картину Мира.
+ Научная Картина Мира
--------------------------
Изучением основ Бытия ещё со времён Древней Греции занимается ФИЛОСОФИЯ. В Древней Греции не было деления на учёных и философов. Думающий, познающий и ищущий мудрость человек размышляя, познавал и познавая, размышлял. Раздел философии, посвящённый изучению Основ Бытия, называют Онтологией.
Онтоло́гия (новолат. ontologia от др.-греч. ὄν, род. п. ὄντος — сущее, то, что существует + λόγος — учение, наука) — учение о сущем[1]; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории[2], структуру и закономерности[3]. Философское учение об общих категориях и закономерностях бытия, существующее в единстве с теорией познания и логикой.[4]
+ Онтология (Википедия)
------------------------------
+ Апейрон
А́пейрон (греч. ἄπειρον, «бесконечное, беспредельное») — понятие древнегреческой философии, введённое Анаксимандром, означающее неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество. Апейрон у Анаксимандра является основой мира и существует в вечном движении. Апейрон — это бескачественная материя; всё возникло путём выделения из апейрона противоположностей (например, горячее и холодное).
Согласно Александру Афродизийскому, апейрон — это нечто промежуточное между воздухом, водой, огнём и землёй. Пифагорейцы называли апейроном беспредельное бесформенное начало, которое вместе с противоположным ему «пределом» является основой сущего.
Некоторые историки философии, возводящие происхождение материализма к древнегреческим мыслителям, указывают, что понятие апейрон стало одним из первых выражений для идеи о неопределённой субстанции, в дальнейшем приведшей к возникновению философского понятия материи. При этом выделяются «две линии материализма»:
- Атомистическая, возводимая к Демокриту, — согласно которой материя дискретна, состоит из конечных определённых атомов, являющихся пределом делимости вещества;
- Возводимая к Аристотелю, — согласно которой материя есть сплошная неопределённая протяжённость, потенциально делимая до бесконечности. При учёте такого разделения, понятие апейрон оказывается, действительно, в некотором смысле предшественником аристотелевского определения материи.
Интересные факты
Есть мнение, что понятие «апейрон» было введено не самим Анаксимандром, а Платоном или Аристотелем, пересказывавшими его учение. (Лебедев, 1978)
См. также
---------------------------------------------
+ Субстанция
Субста́нция (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — то, что существует самостоятельно, само по себе, в отличие от акциденций, существующих в другом и через другое[1].
«Субстанция» — философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм её проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе. Первопричина происходящего. Как правило, именно субстанции приписывают свободу как возможность определять саму себя лишь посредством своих собственных оснований. То есть она не может и не должна иметь сторонней по отношению к себе действующей силы. Монизм подразумевает наличие всего одной субстанции, дуализм — двух, духа и материи; взгляды, согласно которым субстанций много, называются плюрализмом.
Проблемы определения
Основная проблема чёткого определения, что такое субстанция, заключается в том, что если, например, рассматривать не просто мироздание, бытие и небытие, а вообще всё, то возникает вопрос о том, какой же неизменный основной принцип (атрибут) лежит в основе субстанции, из которой состоит вообще всё (то есть материя, мысли, чувства, пространство, душа и так далее). Причём очевиден тот факт, что всё очень разнородно и разнообразно, но для определения этой всеобщей субстанции нужно выявить сходство между всеми разнообразными элементами этой «всеобщей субстанции» (которая составляет вообще всё, без исключения). Один из подходов в философии заключается в том, что всеобщая субстанция иерархически не подчинена единому универсальному атрибуту, но подчинена одновременно нескольким иерархически независимым друг от друга атрибутам (первопричинам).
История понятия
Латинское слово substantia — это перевод греческого слова сущность (др.-греч. οὐσία, ὑπόστᾰσις), также в латыни для обозначения сущности использовалось слово essentia. В античной философии субстанция трактуется как субстрат, первооснова всех вещей (например, «вода» Фалеса, «огонь» Гераклита). В латинской патристике субстанция Бога противопоставлялась наличному бытию конкретных сущностей-ипостасей.
В схоластике за essentia закрепится значение возможности (синоним потенциальности), в противовес existentia как действительности (синоним актуальности). В средние века вопрос о субстанции решается прежде всего в споре о субстанциональных формах (номинализм, реализм).
В Новое время понятие субстанции трактуется и распространяется достаточно широко. Первая точка зрения связана с онтологическим пониманием субстанции как предельного основания бытия (Фрэнсис Бэкон, Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц). Центральной категорией метафизики субстанция становится в философии Бенедикта Спинозы, где она отождествляется как с Богом, так и с Природой и определяется в качестве причины самой себя (лат. causa sui). Основными качествами (атрибутами) субстанции у Бенедикта Спинозы являются мышление и протяжение. По аналогии с философией Бенедикта Спинозы сквозь призму субстанции рассматриваются концепции Рене Декарта и Готфрида Вильгельма Лейбница. У первого субстанция представляет собой единство субъекта и объекта, а у второго — аналогичные атомам простые сущности, которые утрачивают протяжения, но приобретают атрибут стремления (фр. appetition) и множественности. Благодаря Лейбницу субстанция начинает ассоциироваться с материей.
Вторая точка зрения на субстанцию — гносеологическое осмысление этого понятия, его возможности и необходимости для научного знания (Джон Локк, Дэвид Юм). Иммануил Кант полагал, что закон, согласно которому при любой смене явлений субстанция сохраняется и количество её в природе остаётся неизменным, может быть отнесён к «аналогиям опыта». Георг Вильгельм Фридрих Гегель определял субстанцию как целостность изменяющихся, преходящих сторон вещей, как «существенную ступень в процессе развития воли». Для Артура Шопенгауэра субстанция — материя, для Дэвида Юма — фикция, сосуществование свойств. Марксистская философия трактовала субстанцию как «материю» и одновременно как субъект всех изменений.
В эпоху романтизма и интереса к живым национальным языкам слово субстанция либо изгоняется из языка философии, либо сливается с понятием сущности.
См. также
-------------------------
+ Субстрат (Первовещество)
+ МАТЕРИЯ (философия)
+ Первопричина
+ Монизм
+ Эфир (физика)
+ Вселенная
+ Метагалактика
+ Галактика Млечный Путь
+ Солнечная система