ДЕРЕВО (ДРЕВО) - Универсальный Мифологический Образ. Дерево Жизни или Мировое Дерево воплощает универсальную концепцию мира. Оно может быть Древом Познания, Древом Плодородия, Древом Желания, Древом Восхождения - с земли на небо, или в подземный мир. Дерево Жизни играет организующую роль в любой древней мифологической системе, являясь своего рода системой координат, в которую вписываются остальные компоненты или их символы.
Корни Дерева Жизни глубоко проникают в подземный мир. Его ствол, словно мост, протягивается от Земли к Небу. Его ветви поднимаются до самых высоких небесных сфер, достигая загадочного мира истоков всего сущего, где живут боги и звезды. Это центр Вселенной, стержень, вокруг которого происходит видимая и невидимая жизнь всего Космоса. Ствол этого Древа является осью пространства и времени, его соки - это небесная роса, животворный напиток, дающий возможность возрождения. Тот, кто вкушает плоды его, становится бессмертным, пробуждая в себе, человеке-материи, человека-духа. Оно является доминантой, определяющей формальную и содержательную организацию вселенского пространства. Образ Дерева настолько мощный, что, буквально, пропитывает все времена и культуры, видоизменясь незначительно, но сохраняя свой жизнеорганизующий смысл: центральная ось мира, соединяющая Небо и Землю; Вселенная и ее процессы вечного обновления; циклы жизни, смерти и возрождения; человек и его путь к духовным высотам; сокровенная Мудрость и таинство законов Бытия.
Дерево Жизни, как принцип организации, охватывает и объединяет внутри себя все законы и формы существования Космоса.
--------------------------------------------
Михась Крыница «Мировое древо – как архетип вертикальной структуры космоса»
Мировое древо (arbor mundi, «космическое» древо) – образ характерный для мифологического сознания всех народов планеты. В образе Мирового древа, раскрывается универсальная концепция мироздания, центр Космоса. Трехуровневая система мироустройства, с центральной осью (деревом, столбом, горой, рекой и т. д.) засвидетельствована практически повсеместно, как: «древо жизни», «древо плодородия», «древо центра», «древо восхождения», «небесное древо», «шаманское древо», «мистическое древо», «древо познания». Возможны и более редкие варианты: «древо смерти», «древо зла», «древо подземного царства (нижнего мира)», «древо нисхождения». Древо мира – это еще и: «ось мира» (axis mundi), «мировой столп», «мировая гора», «мировой человек» («первочеловек»), храм, триумфальная арка, колонна, обелиск, трон, лестница, крест, цепь и т. п.
Образ Мирового древа присутствует в различных текстах: в сказках, баснях и поговорках,в поэзиии мифах. Мировое древо, так или иначе, отражено в культуреи искусстве:в играхи хореографии,в живописи, орнаменте, скульптуре и памятниках, планировке поселений и архитектурных сооружениях (прежде всего культового характера); а такжев обрядахи ритуалах,в философиии науке.
Прямо или косвенно, образ Центра мира зафиксирован в основе всех существующих и существовавших цивилизаций и считается одним из самых древних символов, берущих начало на заре времен, в эпохе зарождения человечества. Образ Мирового древа играл особую организующую роль по отношению к конкретным мифологическим системам, определяя их внутреннюю структуру и всеих основные параметры. Он сложился в те времена, когда наши предки осознали, что пространство – это не только «вперед» и «назад», «влево» или «вправо», но это еще и «вверх» и «вниз», т. е., когда произошла вертикальная структуризация космоса. Вполне возможно, что это произошло еще в каменном веке. По крайней мере, наиболее древние из свидетельств, оставленных нам древними в виде наскальных рисунков и т. п., уже несут в себе структурированные образы объемной вселенной или фиксированного центра.
Проблема в том, что «о том, что было», сегодня мы можем только догадываться. Самые дальние свидетельства о наличии цивилизации, датируются возрастом 4-5 тыс. лет до н.э., а самые древние свидетельства существования человеческой культуры —40 тыс. лет до н.э. Это то,о чем говорит наука. Но, наука может ошибаться. Вполне достоверные сведения дают только археологические раскопки. Но, что можно раскопать, скажем, в Антарктиде (там, где многие «эзотерики» позиционируют существование затерянной в веках древней цивилизации и культуры). Никто не может ничего сказать, пока не перероют этот континент. А что можно сказать о древних народах, не знавших металла или, скажем, о жившихна деревьях? Может быть, они были (в культурном плане, социальной организации, науке, магии) не менее развиты, чем мы с вами? Но, все истлело, все обернулось в прах,и сегодня,мы ничегоне знаемо своих предшественниках. Может быть, это и к лучшему?По крайней мере, сохраняется иллюзия «девственности», так ныне взлелеянного, научно-технического прогресса.
В средние века схема Мирового древа широко использовалась как средство иллюстрации целого, состоящего из многих элементов, иерархизованных в нескольких планах: «генеалогическое (родословное) древо», «алхимическое древо», «древо любви», «древо души», «древо жизненного пути» и т. п. Позднейшие варианты таких схем широко применяются в современной науке (лингвистика, математика, кибернетика, химия, экономика, социология и т. д.),т. е. там, где рассматриваются процессы «ветвления» из некоего единого «центра». Многие схемы управления, подчинения, зависимостей и т. п., используемые в настоящее время, восходят к схеме Мирового древа: изображение структуры власти, социальных отношений, состава частей, образующих государство, системы управления и т. п.
По вертикали, мировое древо разделено на три части: корни, ствол и крону. Каждая из частей, традиционно соотносится с однимиз миров,а такжес классом существ, живущих в нем.С верхней частью Мирового древа (ветви) связываются птицы (часто две — симметрично или одна — на вершине, нередко — орёл); со средней частью (ствол) — копытные (олени, лоси, коровы, лошади, антилопы и т. п.), изредка пчёлы, в более поздних традициях и человек;с нижней частью (корни) — змеи, лягушки, мыши, бобры, выдры, рыбы, иногда медведь или фантастические чудовища хтонического типа.
В шумерской версии эпоса о Гильгамеше, упоминается дерево хулуппу: в корнях — змея, в ветвях — птица Анзуд, посредине — дева Лилит. В сюжетет. н. основного индоевропейского мифа также обыгрывается вертикальная структура Мирового древа: бог грозы, находящийся на вершине дерева (или горы), поражает змея у корней дерева и освобождает похищенный змеем скот, богатство (средняя часть дерева). Египет ский бог солнца Ра (в образе кота) поражает змею под сикоморой. Герой сказок спасается от дракона, забравшись на Мировое древо, и орёл выносит героя из нижнего мира.
У народов Сибири представления о шаманском дереве, прорастающем через все миры вселенной, прослеживаются практически во всех регионах. Согласно построениям В. П. Топорова, мифология всех народов в прошлом отражала понятия о строении вселенной, состоящей из трех сфер, воплощением ее было мировое дерево.
Образы мирового древа характерны для народов всего мира. Мировое древо (древо жизни) придавало форму мировому пространству: оно растет в центре мира (из «пуповины морской» – на острове посреди океана, на камне Алатыре), чаще всего это «булатный дуб», но может быть и береза, яблоня, явор и др.; крона его достигала неба, корни опутывали преисподнюю. Оно делило мир на три зоны: небесную, где в его кроне гнездились соколы и другие птицы, срединную земную, облюбованную пчелами, и нижнюю, подземную, где обитают бобры и другие подземные твари. Дуб, как олицетворение мирового древа, был предпочтительней в силу своих качеств: мощи, твердости, долголетия, стойкости листвы, желтевшей лишь поздней осенью.
Неудивительно поэтому, что именно дуб стал деревом Перуна и символом мужского начала. Отголоски этого слышны у А. С. Пушкина в поэме "Руслан и Людмила": "У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том...".
Иногда мировое древо заменялось другой «осью» мироздания – «золотой горой», столпом («брус во всю Русь»). Вертикальная ось мира соединяла триаду: преисподнюю (загробный мир), землю (срединный слой) и небо. Мировая ось связывала воедино также и горизонтальное пространство, в особенности четыре стороны света. В древнерусских заговорах, к примеру, постоянно упоминается обращенность «на все четыре стороны»: «На море на Океяне,на острове Буяне стоит дуб… И мы вам помолимся, на все четыре стороны поклонимся»; «…стоит кипарис-дерево… заезжай и залучайсо всех четырех сторон, со стокаи запада, и с летаи севера: идите со всех четырех сторон… как идет солнце…» и др.Идею кругового охвата пространства олицетворял и Збручский идол, в котором под одной шапкой были объединены четыре лика божеств, обращенных на четыре стороны света. Наибольшее внимание и в текстах, и в изображениях мирового древа уделялось срединному – земному – слою, наполнявшемуся людьми и животными.По наблюдениям исследователей, от вертикального мирового древа отходили как бы горизонтальные малые мировые древа. Кроме того, встречались и «перевернутые» мировые древа, у которых вместо кроны были корни, а ветви уходили под землю, в загробный мир. Так, в древнерусском заговоре звучало: «На острове на Окиянена острове Кургане стоит белая береза, вниз ветвями, вверх кореньями». Перевернутое мировое древо знаменовало ось загробного мира, который зеркально отражал устройство мира земного.
После христианизации в народных представлениях русских функцию мирового древа взяло на себя райское древо жизни, которое, в свою очередь, часто путали с древом познания добра и зла.В апокрифической «Книге Еноха» говорилось, что Бог почивает на древе жизни, растущем в центре Рая. Связь Бога с древом жизни перекликалась со связью Христа с крестом, процветшим после его распятия.
Иногда в космологических представлениях Древней Руси ось мира вместо мирового древа обозначалась огненной рекой, достигающей в высоту неба, а в глубину – преисподней. Как считает ряд исследователей, образ огненной реки старше мирового древа, так как первоначально мир мыслился: «стоящим «на воде высокой», опирающейся на камень, который держат четыре золотых кита, плавающих в огненной реке». В дальнейшем, по наблюдению Б. А. Успенского,«в одних случаях огненная река в древнерусской письменности и фольклоре отделяет тот свет от этого (причем в христианских терминах тот свет может отождествляться с раем,а сама огненная река пониматься как ад), то в других случаях она разделяет рай и ад». Огненная река выполняла функцию связи мира живых с миром покойников – по ней мертвецы плывут в загробную жизнь либо переправляются через нее по мосту, который, как правило, тоньше волоса. По наблюдениям этнографов, в отдельных регионах России (например, в Вологодской губернии) река на тот свет называлась «Забыть-рекой», поскольку после переправы через нее умершие забывают свою земную жизнь и становятся полноправными жителями царства мертвых.
Горизонтальная структура Мирового древа образуется самим деревом и объектами по сторонам от него. Отчётливее всего она обнаруживается в связисо стволом. Обычно, по обе стороны от ствола находятся, чаще всего симметричные, изображения копытных или человеческих фигур (боги, мифологические персонажи, святые, жрецы, люди). Такого рода композиции довольно прозрачно выступают и в более позднее время —в произведениях христианского и буддийского искусства.
Шаманские бубны у лапландцеви других северных народов, несут на себе изображения горизонтальных осей сторон света и главную вертикальную направляющую Мировую Ось. Горизонтальные направления могут быть персонифицированы образами мифологических персонажей или ветров. Например, у ацтеков: бог востока (красный), бог севера (чёрный), бог запада («пернатый змей», (белый), бог полуденного солнца (синий). «Четыре Перкунаса», «Четыре евангелиста», четырёхликие божества. (лики Збручского идола, глядящие по сторонам света и т. д.).Эта же схема Мирового древа постоянно повторяется в ритуальных формулах: «Я вышел, на четыре стороны, я принёс жертву» («Сказание о Гильгамеше») или «Мы вам помолимся, на всена четыре стороны поклонимся»; «… стоит кипарисдерево…; заезжай и залучайсо всех четырёх сторон со стокаи запада, и с летаи сивера: идите со всех четырёх сторон… как идёт солнце и месяц,и частые мелкие звёзды»; «У этого океана-моря стоит дерево карколист; на этом дереве карколисте висят: Козьма и Демьян, Лука и Павел».Та же четырёхчастная схема, как известно, лежит в основе культовых сооружений, сохраняющих ориентацию по сторонам света: пирамида, зиккурат, пагода, ступа, церковь, шаманский чум, менгиры, дольмены, кромлехи и т. п.
Горизонтальная структура Мирового древа моделирует не только страны света, но и времена года (весна, лето, осень, зима), части суток (утро, день, вечер, ночь), цвета, элементы мира. В конце концов, само Мировое древо, в известном смысле и в определённых контекстах, является моделью культуры в целом, своего рода «древом цивилизации» среди природного хаоса. Его образ выступает как посредник между вселенной (макрокосмом) и человеком (микрокосмом) и является местом их пересечения, и т.о. гарантирует целостный взгляд на мир, определение человеком своего места во вселенной.
Образ Мирового древа – это символ символов, это архетип центра, стабильности и организации, порядка бытия.
--------------------------------------------
ИТАК:
Дерево Жизни или Мировое Дерево воплощает универсальную концепцию мира. Оно может быть Древом Познания, Древом Плодородия, Древом Желания, Древом Восхождения - с земли на небо, или в подземный мир. Дерево Жизни играет организующую роль в любой древней мифологической системе, являясь своего рода системой координат, в которую вписываются остальные компоненты или их символы.
Корни Дерева Жизни глубоко проникают в подземный мир. Его ствол, словно мост, протягивается от Земли к Небу. Его ветви поднимаются до самых высоких небесных сфер, достигая загадочного мира истоков всего сущего, где живут боги и звезды. Это центр Вселенной, стержень, вокруг которого происходит видимая и невидимая жизнь всего Космоса. Ствол этого Древа является осью пространства и времени, его соки - это небесная роса, животворный напиток, дающий возможность возрождения. Тот, кто вкушает плоды его, становится бессмертным, пробуждая в себе, человеке-материи, человека-духа. Оно является доминантой, определяющей формальную и содержательную организацию вселенского пространства. Образ Дерева настолько мощный, что, буквально, пропитывает все времена и культуры, видоизменясь незначительно, но сохраняя свой жизнеорганизующий смысл: центральная ось мира, соединяющая Небо и Землю; Вселенная и ее процессы вечного обновления; циклы жизни, смерти и возрождения; человек и его путь к духовным высотам; сокровенная Мудрость и таинство законов Бытия.
Дерево Жизни, как принцип организации, охватывает и объединяет внутри себя все законы и формы существования Космоса.