Под куполами многих католических и православных храмов можно
увидеть странные живописные композиции: вокруг изображений Иисуса Христа или
просто Креста видны четыре (4) необычных СУЩЕСТВА:
Лев, Телец, Орёл и
Человек.
Такие же изображения 4-х Загадочных Существ видны и на
«угловых лучах» некоторых православных икон. Это иконы «Неопалимая Купина»,
«Всевидящее Око» и «Спас в Силах».
Оказывается, что в Христианстве
принято считать этих 4-х Загадочных Существ символами 4-х Апостолов=Евангелистов.
Вот эти соответствия: Лев – Марк, Телец – Лука, Орёл – Иоанн, Человек – Матфей.
В некоторых случаях вместе со «своими» Существами изображаются и сами
Евангелисты.
Когда Существа / Евангелисты изображаются «в Линию», то их
последовательность может быть разной. Впрочем, это имеет место и при их
изображении «в Круг» (на Куполах храмов или под ними).
Но где находятся корни такой символики?
Их можно найти в 4-й главе Апокалипсиса (Откровения) Иоанна
Богослова – одного из Евангелистов (его символ – Орёл). Апокалипсис Иоанна –
последняя и единственная пророческая книга Нового Завета. В 4-й главе приведено
широко известное описание Престола Бога, вокруг которого восседают 24 старца и
располагаются эти самые четыре (4) существа: Лев, Телец, Орёл и Человек.
Но упоминание об этих 4-х Существах есть и в Ветхом Завете.
Речь идёт о тоже широко известном Видении Иезекииля: Видении Тетраморфа =
Божественной Колесницы «МЕРКАВА».
Это насыщенная мистической символикой картина явления бога
иудейскому пророку Иезекиилю, открывающая одноимённую книгу в составе
пророческих книг Библии. Книга была составлена Иезекиилем во время т. н.
вавилонского плена, после того как Иудейское царство было в 587 до н.
э. завоёвано вавилонским царём Навуходоносором II и многие иудеи уведены
в плен. Рассказывается, что видение было пророку, когда он находился
«среди переселенцев при реке Ховаре» (Иезек. 1, 1), оно сопровождалось
всевозможными природными потрясениями: «бурный ветер шёл от севера,
великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него» (1, 4).Среди
этого огня Иезекиилю явились четыре таинственных животных, каждое из
которых имело четыре лица - человека, льва, тельца и орла, и четыре
крыла, два из которых покрывали их тела и руки, два же других,
скрещиваясь, скрывали от взора нечто, что они одновременно защищали и
несли и откуда исходил огонь и сияние молнии. Животные двигались с
быстротой молнии, «каждое по направлению лица своего», никогда во время
своего шествия не оборачиваясь. Возле каждого из них пророк увидел
колёса с «высокими и страшными» ободьями, полными глаз, устроенные как
«колесо в колесе» и двигающиеся вместе с животными во все стороны.Над
головами животных было «подобие свода, как вид изумительного кристалла»,
откуда раздавался голос; над сводом было подобие престола, на котором
пророк узрелсияющее радужным огнём подобие человека. «Такое было
видение подобия Славы Господней»,- заключает Иезекииль, после чего он
«пал на лицо своё и услышал глас глаголющего», призывавший его на
пророческое служение (2, 1-5). Подобные примеры призвания пророка в
видении теофании (богоявления) встречаются в Библии несколько раз
(напр., 3 Царств 22, 19; Ис. 6, 1-9), однако И. В. отличается от всех
прочих нагнетанием крайне экзотических символов, признававшихся в
иудаистической традиции столь таинственными, что Талмуд воспретил их
публичное истолкование. Видение составлено конгломератом традиционных в
своей основе символов «богоявления», преобразованных, однако, Иезекиилем
как под влиянием восточных мифологических представлений, так и в
соответствии с самим содержанием своих пророчеств. Предшествующие
богоявлению бурный ветер, огонь, сияние - широко представленные в
разнообразных мифологиях признаки манифестации в мире божества (в
пределах Библии - явление бога Моисею в горящем кусте - Исх. 3, 2-4, и
на горе Синай - Исх. 19, 16-18; 24, 16-17, или ответ бога Иову «из бури»
- Иов, 38, 1). Применяется характерная символика чисел (повторяющийся
мотив числа четыре как «числа мира», противопоставляемое «божественному»
числу три, см. Числа)
и другие символы («многоочистость» как выражение всеведения; символика
«четырёх ликов», традиционно истолковывающихся как величественные
атрибуты животных-царей: лев - сила, орёл - небесное парение, к которым
добавлена разумность человека и жертвенность тельца, и др.). Особое
значение имеет насыщенный символикой образ таинственных «многоочитьгх»
колёс (офаним; в позднейших традициях превращаются в особый разряд
ангелов), а также крыльев и ног животных, позднее (Иезек. 10)
отождествляемых пророком с херувимами. Уникальное для Библии
изображение в этом видении херувимов оформилось во всей своей
необычности под воздействием комбинированных образов ассиро-вавилонских
антропоморфно-зооморфных мифологических образов, сочетающих черты тех же
животных, что и в И. в. (всевозможные крылатые быки, львы с
человеческими головами и т. п.). Широко распространённые мифологические
представления о подобных существах (ср. также Сфинкс)наделяют
их теми же, что и у херувимов в И. в., функциями - охранительной (как у
ассиро-вавилонских статуй, устанавливавшихся при храмовых и дворцовых
входах, или у греч. грифонов) либо функцией «носителя божества», как у индийского Гаруды -
«светлосияющей» птицы, служащей конём Вишну. Близкое к И. В.
изображение имеется на одном ассирийском цилиндре, где видны плывущие на
корабле, состоящем из человеческих фигур, крылатые быки, которые несут
на своих плечах свод с седалищем бородатого бога, увенчанного тиарой и
со скипетром в руках.
Символика И. В. лежит у истоков иудео-христианской ангелологии и
апокалиптики. Апокалиптическая литература с её установкой сопровождать
откровение чем-то таинственным, страшным, непознаваемым, охотно
культивирует образы фантастических зверей, сочетающих свойства птиц,
людей и животных (ср. Дан. 7, 1-12, апокрифическую «Книгу Еноха», 85-90 и
особенно Апок. 4, где также широко представлена символика
фантастических животных). Последующая христианская традиция видела в
четырёх животных И. В.символику четырёх евангелистов(имеющих как бы по
четыре лица, так как каждому предназначено идти в целый мир; смотрящих
друг на друга, так как каждый согласен с прочими; имеющих как бы крылья,
так как расходятся по разным странам со скоростью полёта, и т. д.):Марк = ЛЕВ, Лука = ТЕЛЕЦ, Иоанн = ОРЁЛ, Матфей = АНГЕЛ. (Источник: «Мифы народов мира».) -----------------------------------------------
Ниже --- Астрологическая Зодиакальный Цикл. Так называемый Фиксированный Крест состоит из Знаков, являющихся средними для 4-х сезонов годового круга. Вот этот Фиксированный Крест: ЛЕТО = ЛЕВ, ВЕСНА = ТЕЛЕЦ, ОСЕНЬ = СКОРПИОН, ЗИМА = ВОДОЛЕЙ.
Ниже - Христос в окружении Зодиака и 4-х Существ. Но автор этой композиции совсем не понял "подсказки": ЛЕВ = ЛЕВ и ТЕЛЕЦ = ТЕЛЕЦ. И Существа=Символы Евангелистов совсем не соответствуют своим Знакам Зодиака.
Ниже - изображение Зодиакального Круга над входом в церковь-маяк в Крыму.
Ниже - Католическое изображение, выражающее параллель: ХРИСТОС = СОЛНЦЕ.