==============================================
+ Значение числа 4
Под куполами многих католических и православных храмов можно увидеть странные живописные композиции: вокруг изображений Иисуса Христа или просто Креста видны четыре (4) необычных СУЩЕСТВА:
Лев, Телец, Орёл и Человек.
Такие же изображения 4-х Загадочных Существ видны и на «угловых лучах» некоторых православных икон. Это иконы «Неопалимая Купина», «Всевидящее Око» и «Спас в Силах».
+ Богоматерь "Неопалимая Купина"
+ Образы Священного Писания в иконе "Спас в Силах"
+ Спас в Силах: богословие, иконография
Оказывается, что в Христианстве принято считать этих 4-х Загадочных Существ символами 4-х Апостолов=Евангелистов. Вот эти соответствия: Лев – Марк, Телец – Лука, Орёл – Иоанн, Человек – Матфей. В некоторых случаях вместе со «своими» Существами изображаются и сами Евангелисты.
Когда Существа / Евангелисты изображаются «в Линию», то их последовательность может быть разной. Впрочем, это имеет место и при их изображении «в Круг» (на Куполах храмов или под ними).
Но где находятся корни такой символики?
Их можно найти в 4-й главе Апокалипсиса (Откровения) Иоанна Богослова – одного из Евангелистов (его символ – Орёл). Апокалипсис Иоанна – последняя и единственная пророческая книга Нового Завета. В 4-й главе приведено широко известное описание Престола Бога, вокруг которого восседают 24 старца и располагаются эти самые четыре (4) существа: Лев, Телец, Орёл и Человек.
+ 4-я Глава Апокалипсиса (в которой --- Видение Престола Бога, 24-х Старцев и 4-х Животных)
+ Сущность Человека по Откровению Иоанна Богослова
+ Толкование на Апокалипсис И. Б. (см. "Гл.4")
+ Кем являются Четверо (4) Животных, стоящих посреди Престола Божьего?
+ Видение Славы Господа Бога Вседержителя
Но упоминание об этих 4-х Существах есть и в Ветхом Завете. Речь идёт о тоже широко известном Видении Иезекииля: Видении Тетраморфа = Божественной Колесницы «МЕРКАВА».
Это насыщенная мистической символикой картина явления бога иудейскому пророку Иезекиилю, открывающая одноимённую книгу в составе пророческих книг Библии. Книга была составлена Иезекиилем во время т. н. вавилонского плена, после того как Иудейское царство было в 587 до н. э. завоёвано вавилонским царём Навуходоносором II и многие иудеи уведены в плен. Рассказывается, что видение было пророку, когда он находился «среди переселенцев при реке Ховаре» (Иезек. 1, 1), оно сопровождалось всевозможными природными потрясениями: «бурный ветер шёл от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него» (1, 4). Среди этого огня Иезекиилю явились четыре таинственных животных, каждое из которых имело четыре лица - человека, льва, тельца и орла, и четыре крыла, два из которых покрывали их тела и руки, два же других, скрещиваясь, скрывали от взора нечто, что они одновременно защищали и несли и откуда исходил огонь и сияние молнии. Животные двигались с быстротой молнии, «каждое по направлению лица своего», никогда во время своего шествия не оборачиваясь. Возле каждого из них пророк увидел колёса с «высокими и страшными» ободьями, полными глаз, устроенные как «колесо в колесе» и двигающиеся вместе с животными во все стороны. Над головами животных было «подобие свода, как вид изумительного кристалла», откуда раздавался голос; над сводом было подобие престола, на котором пророк узрел сияющее радужным огнём подобие человека. «Такое было видение подобия Славы Господней»,- заключает Иезекииль, после чего он «пал на лицо своё и услышал глас глаголющего», призывавший его на пророческое служение (2, 1-5). Подобные примеры призвания пророка в видении теофании (богоявления) встречаются в Библии несколько раз (напр., 3 Царств 22, 19; Ис. 6, 1-9), однако И. В. отличается от всех прочих нагнетанием крайне экзотических символов, признававшихся в иудаистической традиции столь таинственными, что Талмуд воспретил их публичное истолкование. Видение составлено конгломератом традиционных в своей основе символов «богоявления», преобразованных, однако, Иезекиилем как под влиянием восточных мифологических представлений, так и в соответствии с самим содержанием своих пророчеств. Предшествующие богоявлению бурный ветер, огонь, сияние - широко представленные в разнообразных мифологиях признаки манифестации в мире божества (в пределах Библии - явление бога Моисею в горящем кусте - Исх. 3, 2-4, и на горе Синай - Исх. 19, 16-18; 24, 16-17, или ответ бога Иову «из бури» - Иов, 38, 1). Применяется характерная символика чисел (повторяющийся мотив числа четыре как «числа мира», противопоставляемое «божественному» числу три, см. Числа) и другие символы («многоочистость» как выражение всеведения; символика «четырёх ликов», традиционно истолковывающихся как величественные атрибуты животных-царей: лев - сила, орёл - небесное парение, к которым добавлена разумность человека и жертвенность тельца, и др.). Особое значение имеет насыщенный символикой образ таинственных «многоочитьгх» колёс (офаним; в позднейших традициях превращаются в особый разряд ангелов), а также крыльев и ног животных, позднее (Иезек. 10) отождествляемых пророком с херувимами. Уникальное для Библии изображение в этом видении херувимов оформилось во всей своей необычности под воздействием комбинированных образов ассиро-вавилонских антропоморфно-зооморфных мифологических образов, сочетающих черты тех же животных, что и в И. в. (всевозможные крылатые быки, львы с человеческими головами и т. п.). Широко распространённые мифологические представления о подобных существах (ср. также Сфинкс) наделяют их теми же, что и у херувимов в И. в., функциями - охранительной (как у ассиро-вавилонских статуй, устанавливавшихся при храмовых и дворцовых входах, или у греч. грифонов) либо функцией «носителя божества», как у индийского Гаруды - «светлосияющей» птицы, служащей конём Вишну. Близкое к И. В. изображение имеется на одном ассирийском цилиндре, где видны плывущие на корабле, состоящем из человеческих фигур, крылатые быки, которые несут на своих плечах свод с седалищем бородатого бога, увенчанного тиарой и со скипетром в руках.
Символика И. В. лежит у истоков иудео-христианской ангелологии и апокалиптики. Апокалиптическая литература с её установкой сопровождать откровение чем-то таинственным, страшным, непознаваемым, охотно культивирует образы фантастических зверей, сочетающих свойства птиц, людей и животных (ср. Дан. 7, 1-12, апокрифическую «Книгу Еноха», 85-90 и особенно Апок. 4, где также широко представлена символика фантастических животных). Последующая христианская традиция видела в четырёх животных И. В. символику четырёх евангелистов (имеющих как бы по четыре лица, так как каждому предназначено идти в целый мир; смотрящих друг на друга, так как каждый согласен с прочими; имеющих как бы крылья, так как расходятся по разным странам со скоростью полёта, и т. д.): Марк = ЛЕВ, Лука = ТЕЛЕЦ, Иоанн = ОРЁЛ, Матфей = АНГЕЛ.
(Источник: «Мифы народов мира».)
-----------------------------------------------
Ниже --- Астрологическая Зодиакальный Цикл.
Так называемый Фиксированный Крест состоит из Знаков, являющихся средними для 4-х сезонов годового круга.
Вот этот Фиксированный Крест: ЛЕТО = ЛЕВ, ВЕСНА = ТЕЛЕЦ, ОСЕНЬ = СКОРПИОН, ЗИМА = ВОДОЛЕЙ.
Ниже - Христос в окружении Зодиака и 4-х Существ. Но автор этой композиции совсем не понял "подсказки": ЛЕВ = ЛЕВ и ТЕЛЕЦ = ТЕЛЕЦ. И Существа=Символы Евангелистов совсем не соответствуют своим Знакам Зодиака.
Ниже - изображение Зодиакального Круга над входом в церковь-маяк в Крыму.
Монограмма I H S означает...
+ Стихотворение М. Волошина "Видение Иезекииля"