В качестве вступления необходимо отметить следующее:
- цвет верхних одежд Богородицы на большинстве русских икон - красный, багряный, алый;
Выше приведены иконы Богородицы "Неупиваемая Чаша".
- праздник Воскресения Христова всегда ассоциируется с красным (алым) цветом. В одеждах такого цвета священники проводят пасхальные службы в храмах, в такой цвет принято окрашивать пасхальные яйца. Эта традиция пошла с того момента, когда Мария Магдалина в Риме подарила императору Тиверию яйцо, сказав: "Христос Воскрес!". "Это невозможно, как невозможно то, чтобы белое яйцо превратилось в красное!" - воскликнул император. И тут прямо на глазах яйцо покраснело. Таким образом, красный цвет рассматривается в христианстве как символ возрождения верующих "кровью Христа".
На иконах Воскресения Христова псковской школы Иисус изображается в красном одеянии. И, видимо, это более правильное решение.
- на иконах с Георгием Победоносцем, изображение которого входит в государственный герб России, его плащ обычно развевается как знамя (копьё, поражающее дракона - как древко этого знамени). Плащ Георгия практически всегда изображается также ало-красно-багряного цвета.
Ниже приведён рисунок из древнерусской летописи. Олег прибивает свой щит на ворота Царьграда (10 в.).
А знамя то у него красное!
Вот перед нами почтовый блок, посвящённый 750-летию Ледового побоища 1242 г на Чудском озере. И хотя, видимо, исторической правды в этом нет, но художнику-автору очень хочется, чтобы немецких (точнее - датских) рыцарей наши (дружина Александра Невского) били под красными стягами.
Этот же мотив отображён и в мозаике Ледового побоища на станции «Площадь Александра Невского» Санкт-Петербургского метрополитена. Но флаг крестоносцев, видимо, изображён неправильно. Ведь рыцари эти были на самом деле из Дании, поэтому их флаг должен соответствовать флагу этой страны, то есть иметь обратные цвета: белый крест на красном фоне.
В 2009 году (совсем недавно) вышла книга В. В. Фортунатова "КТО И КУДА ВЕДЁТ РОССИЮ?" В ней есть такой раздел - "Какой цвет к лицу России?". Вот цитата из этого раздела.
"В Древней Руси кроме церковных хоругвей основным видом знамён были военные. "Можно предположить, что цвета и рисунки стягов славянских и древнерусских племён до крещения Руси были разными для разных отрядов, но преимущественным цветом, видимо, был красный. Именно такой цвет щитов был наиболее распространён у русских, поляков и литовцев. Краска изготовлялась из насекомого - "дубового червеца" и была яркорозово-красной, поэтому строй "чръленых" русских щитов на поле брани сравнивался с зарёй"¹. На Куликовом поле русские полки бились под огромным "чёрмным" (багряно-красным, а не чёрным) стягом Дмитрия Донского с изображением Нерукотворного Спаса".
Дмитрий Донской и русские полки перед Куликовской битвой 1380 г.
Миниатюра из жития Сергия Радонежского.
Это фотография с празднования очередной годовщины Куликовской битвы 21 сентября (в праздник Рождества Богородицы)
Далее приведены современные изображения, посвящённые Куликовской битве.
Ниже приведена картина, на которой изображён момент, когда Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву и даёт ему в помощь двух своих монахов - Пересвета и Ослабю.
Это ещё цитата из вышеназванной книги Фортунатова: "На штурм Казани полки Ивана IV шли под малиновым знаменем.
Стяг Всемилостивейшего Спаса - знамя Ивана Грозного, с которым он брал Казань (реликвия из Оружейной палаты Кремля), 16 в.
Государственные (царские) стяги ("государевы большие знамёна") Ивана Грозного были и малинового, и лазоревого цвета. Малиновым было воеводское знамя князя Д. М. Пожарского с изображением архангела Михаила и Спаса Вседержителя.
Скотти М.И. "Минин и Пожарский", 1850 г.
Знамя нижегородского ополчения 1612 г. (музейный экспонат).
20 сентября 2012 г. в Михаило-Архангельском соборе нижегородского кремля состоялось освящение точной копии знамени ополчения Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, освободившего в 1612 году Москву от польско-литовских захватчиков. Копия изготовлена по той же технологии, что и оригинал, хранящийся сейчас в Оружейной палате в столице России.
Коленопреклонённая фигура перед Арх. Михаилом - Исус Навин.
Царское знамя со Спасом царя Алексея Михайловича было алым...
Великороссы любили красный цвет. "Красными" (то есть красивыми) называли солнце, девицу, избу, угол, крыльцо, товар, словцо. Красный и синий цвета были наиболее распространёнными в одежде. Подвенечный наряд невесты в народной среде до ХХ в. был красным. В XVII-XIX вв. красный ("жаркой") цвет символизировал отвагу, войну, защиту веры и бедных людей, героизм, великодушие, кровь, самопожертвование, огонь, смертный бой."
Вообще-то при династии Романовых России не очень "везло" на красные флаги. Нынешний триколор был введён Петром I, и, по его замыслу, этот флаг должен был символизировать радикальные преобразования России по голландскому образцу. Поэтому Пётр I, побывавший в начале своей «карьеры» в Голландии – тогда самой передовой стране Европы, выбрал в качестве государственных цвета голландского флага: белый, синий и красный. Эти же цвета используются и на флагах других стран, например – Франции. В XIX в. царствующие особы пытались ввести бело-жёлто-чёрный флаг, но этот «мрачно-траурный» триколор совсем не прижился.
В итоге, в конце XIX-начале XX вв. (а по другим сведениям - незадолго перед или в самом начале 1-й мировой войны) был утверждён следующий государственный флаг России: бело-сине-красный, на нём у древка жёлтый квадрат, а в квадрате – чёрный двуглавый орёл (так называемый «малый» герб Российской империи).
После Февральской революции 1917 г. с вышеуказанного знамени убрали жёлтый квадрат с гербом, а сам герб привели уж в совсем «печальный» и невыразительный вид: с груди орла убрали щит с изображением Георгия-Победоносца, из лап – скипетр и державу, крылья опустили вниз, а растрёпанные перья пригладили. Получившееся «чудо в перьях», по отзывам современников, не нравилось никому. Именно такой орёл изображён на современных российских монетах достоинством 1, 2 и 5 рублей.
Преемственность исторического цвета знамени (красного-алого-малинового) в России была восстановлена только после Октябрьской революции.
С глубоким прискорбием приходится констатировать, что Русская Православная церковь, благословив откровенное развитие России по капиталистическому западноевропейскому пути после Февральской революции 1917 года, окончательно тогда порвала с заветами Христа и фактически готова была предать "Святую Русь" в руки Маммоны-золотого тельца. Эта её готовность была активно подтверждена в годы интервенции и Гражданской войны. Поэтому на церковь и снизошла такая ужасная кара...
Б. Кустодиев "Большевик", 1920 г.
+ Герб РСФСР (Википедия)
В 1918 г. был принят первый вариант герба РСФСР с серпом и молотом на красном фоне.
Также был утверждён и флаг РСФСР в виде полотнища красного или алого цвета с надписью РСФСР, выполненной золотыми буквами вверху у древка. Буквы надписи могли располагаться в строчку или крестообразно:
Ниже - государственный флаг СССР. Этот флаг был утверждён в 1923 году после образования СССР и просуществовал почти без изменений до конца 1991 г., когда СССР распался.
+ Флаг СССР (Википедия)
Флаг СССР 1923 - 1955 гг.:
--------------------------------------
Флаг СССР 1955 - 1991 гг.:
Если подходить к символу "Серп и Молот" без предубеждения, то можно сказать, что в нём чувствуется какая-то скрытая "ёмкость и выразительность". Он вроде-бы прост, но подсознательно ощущается его тайная глубина.
Символ «Серп и Молот», что крайне поразительно, и композиционно, и символически близок изображениям Георгия Победоносца, поражающего Змея-Дракона. Ручка Молота наклонена так же, как и копьё Георгия, сам Георгий на коне – это ударная часть Молота, а Змей – Серп. На иконах часто изображается возложение Короны на главу Георгия. В советском символе Короне соответствует Пятиконечная Звезда. Получилось, что советский символ «Серп и Молот» фактически повторил царский «Чудо о Змие», но в более «чистом», «легкочитаемом» виде. Может, как раз в этом его скрытая сила?! «Единство и борьба противоположностей» - один из законов диалектики. Символ Святого Георгия, борющегося со Змием, изображаемый сегодня на флагах Москвы и Московской области, показывает, что из-за своей сложности и обилия мелких деталей он, фактически, для флага (да и для герба тоже) совершенно не подходит.
А теперь несколько преобразуем этот символ, как показано ниже.
В таком виде символ "Серп и Молот" композиционно очень похож на икону "Спас Нерукотворный" - портретное изображение Иисуса Христа! И это есть факт, нравится он кому-то или нет! А Спас, как было выше показано, - неизменно присутствовал на древнерусских знамёнах. И первые христианские общины были основаны на общем имуществе. то есть были, по сути, коммунистическими. Так вот в чём тайная сила символа "Серп и Молот"!
Удивительно, но именно в Православии Человек, крестясь, рисует на себе Пятиконечную Звезду!
"Серп и Молот" похож и на ещё один древнерусский христианский символ - Крест c Полумесяцем! Ниже приведена фотография креста Дмитриевского собора во Владимире. Этот собор был построен ещё в эпоху до монголо-татарского ига, в 1194-97 годах Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе. Искусствоведы дружно считают, что крест на соборе сохранил древние формы и пропорции.
|