• Николай Константинович так определил эту систему в книге "Сердце Азии": "В 1027 году нашей эры впервые встречается учение Калачакры, возглашённое Аттишей. Оно заключает высокую йогу овладения высшими силами, скрытыми в человеке, и соединения этой мощи с космическими энергиями".
---------------------------------------
• Письма Е. И. Рерих 1929-1938 гг. в 2-х т., т. 2, 30.03.36: "В одном из предыдущих писем Вы спрашивали, что значит фраза – «Данные о Калачакре обходятся молчанием». – Калачакра (Колесо Времени или Колесо Закона) есть Учение, приписываемое различным Владыкам Шамбалы. Учение это можно найти вкрапленным во все философские системы и учения Индии. Сейчас оно, может быть, особенно развито в Тибете. Затемненные намеки о Шамбале можно проследить и в западной литературе. Ведь и легенда о Чаше Грааля пришла с Востока и является одной из многочисленных версий о той же Шамбале..."
--------------------------------------------------
+ Учение АГНИ-ЙОГИ 1 - Начало (Наталья Ковалёва)
+ Учение АГНИ-ЙОГИ 2 - Продолжение (Наталья Ковалёва)
Ниже - Отрывок из этой работы
Что же стало основой современного учения Агни Йоги, созданного на основе древних источников? Каковы были первоисточники Учения Жизни?
Доктрина Калачакры
Несмотря на явную близость теософии и Агни Йоги к классической индийской философии, нельзя утверждать, что именно классическая веданта и буддизм были положены в основу этих учений. И Е.П. Блаватская, и семья Рерихов неоднократно свидетельствовали о том, что основой теософии и Живой Этики послужили именно эзотерические направления древней философии Индии и Тибета, в частности, учение Калачакры, восходящее к традициям эзотерического индо-тибетского буддизма. Так, например, Е.П. Блаватская, отвечая на вопросы западных ученых относительно происхождения Книги (или станц) Дзиан, комментарии к которой были положены в основу «Тайной Доктрины», заявляла, что этот первоисточник известен в Тибете под названием Книги Кин-тэ (в других вариантах транскрипции — Киу-тэ или Кин-ти), являющейся частью Канджура (108-томного собрания священных философских текстов буддизма, включающих в себя трактаты по медицине, астрологии, философии, духовным практикам, комментарии изречений Будды и т. п.).
В эзотерической традиции учение Калачакры связывается с преданиями о существовании в Индии и Тибете закрытого от посторонних ашрама (или общества) высших адептов йоги. В Индии и Тибете этот духовный центр называют Шамбалой; западная эзотерическая традиция именует его Белым Братством. Излагая данную точку зрения, Е.И. Рерих писала: «Калачакра (Колесо Времени или Колесо Закона) есть Учение, приписываемое различным Владыкам Шамбалы. Учение это можно найти вкрапленным во всех философских системах и учениях Индии. Сейчас оно, может быть, особенно развито в Тибете».
----------------------------------------
Упоминания о Калачакре содержатся и в книгах Агни Йоги. Так, в книге «Мир Огненный 1», 212 (М. О. I, 212) говорится: «Одобряю Калачакру собираемую. Это Огненное Учение запылено, но нуждается в провозвестии. Не разум, но мудрость дала это Учение. Невозможно оставлять его в руках невежественных толкователей. Многие области знания объединены в Калачакре, только непредубежденный ум может разобраться в этих наслоениях всех миров».
М. О. I, 97. Шамбала проявляется под самыми разнообразными Обликами, в связи с понятием века. Правильно изучать все циклы легенд Азии. Так можно дойти до древнейших Учений, связанных с Сибирью, как самою неизвестною и исконною частью Материка. Связь иероглифов с начертаниями островов Пасхи несомненна. Так показано уявление нового сочетания народов, что вполне соответствует древнейшим сведениям. Так еще раз видите, как летописи сохранили верные исторические данные, но люди лишь с трудом принимают их. Верно заметили, что данные о Калачакре обходятся молчанием, это не только из невежества, но из ужаса коснуться основ. Человечество с одинаковым содроганием обходит колодцы знания — это о всех мирах и о Мире Огненном также содрогнутся.
Судя по тому, что говорится о Калачакре в книгах Живой Этики, можно предположить, что в основу Агни Йоги была положена не экзотерическая («запыленная», т. е. имеющая неизбежные для экзотерических учений искажения ее изначальной сути), а эзотерическая традиция Калачакры.
(Примечание. Скорее будет правильным сказать, что АГНИ-ЙОГА - ЭТО ГЛУБОКИЕ АКТУАЛЬНЫЕ КОММЕНТАРИИ К ДРЕВНЕМУ УЧЕНИЮ ШАМБАЛЫ "КАЛАЧАКРА").
Среди европейских ученых исследованиями в области Калачакры занимался выдающийся востоковед, профессор Ю.Н. Рерих. Автор многочисленных научных трудов, в том числе переводов оригинальных тибетских текстов, Ю.Н. Рерих был, бесспорно, самым крупным исследователем в области эзотерической традиции индо-тибетского буддизма. Об учении Калачакры Ю.Н. Рерих, в частности, писал в труде "К изучению Калачакры": «Система Калачакры принадлежит к Ануттара-Йога-тантре (...), наивысшей из четырех тантр. (...) Эзотерический характер системы, ее глубокий символизм, трудность в приобретении текстов Калачакры и комментариев к ним до сих пор препятствуют ученым проникнуть в тайны ее доктрин».
Современный автор многих интересных работ по различным вопросам буддийской философии Далай Лама XIV также подчеркивал эзотерический, сакральный характер учения Калачакры.
+ Калачакра (Словари и Энциклопедии на Академике)
+ О Калачакре
+ Калачакра +
================
+ = Практика Калачакры
+ = Изображения Калачакры
===================
+ Рерихи об Учении Калачакры (МЦР)
+ Ю. Н. Рерих "К изучению Калачакры"
+ Калачакра и Шамбала
+ Н. Клещевская "Учение КАЛАЧАКРЫ - Учение ОГНЯ" - 1 часть
+ Н. Клещевская "Учение КАЛАЧАКРЫ - Учение ОГНЯ" - 2 часть (нажать на сайте Вестника "Святогор" кн. "Архив" сбоку слева и открыть Журнал № 6 (33) за 2003 г.)
+ О Калачакра-Тантре
+ День Проповеди Буддой Калачакра-Тантры (Дуйнхор-Хурал)
+ Калачакра - Круг Времени (сайт Будд. Храма в С-Пб)
+ Книга Э. Бернбаума "В Поисках Шамбалы" - читать онлайн (см. Гл. 5 "Колесо Времени")
+ КАЛАЧАКРА = КРУГ ВРЕМЕНИ
++ Школа Джонанг
++ Карта Сайта
++ Учения по Калачакре
++ Изображения по Калачакре
================================================
+ Гленн Муллин "ПРАКТИКА КАЛАЧАКРЫ" - Читать ОНЛАЙН (pdf)
================================================
Калача́кра (санскр. कालचक्र, «Колесо Времени») — идам (тантрическое божество), используемое в наиболее сложной системе тантр — Калачакре-тантре. Калачакра тантра (санскр. कालचक्र तन्त्र, «Тантра Колеса Времени») — тантра, в тибетской традиции считающаяся вершиной тайн Ваджраяны. Калачакра-тантру относят к тантрам высшей йоги (ануттара-йога-тантрам). Калачакра-тантра была впервые проповедана Буддой Шакьямуни за год до Махапаринирваны. В "Калачакра-тантре" об этом сказано: "Так же, как Учитель запустил метод Праджняпарамиты на Пике Грифа, так же он запустил у ступы Дханьякатака все методы (этой) Тайной Мантры".
Существуют разные методы практики Калачакры. Есть практика созерцания Калачакры в двурукой антропоморфной форме, но форма двадцатичетырёхрукого Калачакры – основная.
Тело Калачакры – чёрного или тёмно-синего цвета (в зависимости от садханы). Он имеет четыре лица: белое, красное, чёрное (или тёмно-синее) и жёлтое, – которые соотносят с четырьмя уровнями существования: телом, речью, сознанием и глубинным осознаванием, – а также с четырьмя элементами: водой, огнём, ветром и землёй. Лица направлены в четыре стороны дворца-мандалы, в котором потолок, стены пол и архитектурные детали окрашены в те же цвета, что и повёрнутые в их сторону лица.
У Калачакры три пары плеч и 24 руки. Верхняя пара плеч божества и рук, относящихся к этой паре, – белого цвета, средняя пара плеч и соответствующих рук – красного цвета, нижняя пара плеч и соответствующих рук – синего цвета. Белая левая нога йидама – согнута и наступает на белого Ишваpу.
Его правая красная нога – вытянута и наступает на красного Камадеву. (Символическое значение богов под ногами – подчинение неведения и привязанности.)
Супруга Калачакры, Вишвамата, имеет восемь рук, цвет её тела – жёлтый. У неё четыре лица, имеющих тот же цвет, что и у супруга. Лица божеств направлены по четырём направлениям мандала: восточному направлению соответствуют чёрный (или тёмно-синий) цвет их лиц (Калачакра повёрнут в восточном направлении, и это лицо у него главное), южному направлению соответствует красный цвет (это правое лицо Калачакры), северному направлению соответствует белый цвет (левое лицо Калачакры), западному направлению соответствует жёлтый цвет (заднее лицо Калачакры).
Каждое лицо у божеств имеет по три глаза. Длинные волосы Калачакры завязаны в узел на макушке и украшены драгоценностью, исполняющей желания, и полумесяцем. На йидаме ваджpные украшения и тигровая шкура вокруг талии. Супруга обнажена и украшена пятью символическими украшениями. Большие пальцы рук Калачакры – жёлтого цвета, указательные – белого, средние – красного, безымянные – чёрного, мизинцы – зелёного. Пеpвая фаланга пальцев – чёрного цвета, вторая – красного, третья – белого. Голову Калачакры украшает Ваджpасаттва, восседающий среди языков пламени пяти цветов.
+ Изображения КАЛАЧАКРЫ Различных Стилей / Школ
+ Намчувангдан (Сила в 10-ти Формах) - Семенной Слог Учения Калачакра
==========================================
Один из самых известных символов системы Калачакры, более того, и всей ваджраяны, это изображение семенного слога (snying po) или монограмма Калачакры (rnam bcu dbang ldan). Она состоит из семи отдельных слогов, соединенных вместе, в стилизованной версии индийского письма «ланца» (орнаментальное письмо или написание ранджана). В дополнение есть три других компонента, дополняющие целый образ до десяти элементов: полумесяц (обычно красный), известный как висагра, диск (обычно белый), известный как бинду или анусвара и синий нада или фрагмент с тремя изгибами (витками) наверху.
НАМЧУВАНГДАН (тибетск. = "Десять могущественных форм” или "Сила в десяти формах”), священная монограмма, принятая в непальском буддизме (см. Илл. 36). (Сравн. МАНДАЛА.)
"«Намчувангдан» — один из самых сильных ламаистских талисманов, поэтому он почитается наряду со знаменитой шестислоговой мантрой «Ом-мани-падме-хум» («О сокровище на лотосе») и встречается бессчетное количество раз на книгах, крышках ларцов, сундуков и коробочек для амулетов, на флагах, украшающих ступы, на молитвенных мельницах, на воротах храмов (его изображение найдено на развалинах знаменитого буддийского университета IV—VII веков в Наланде, в теперешнем индийском штате Бихар), и, конечно, на дверях и стенах домов — для защиты крова, имущества и здоровья их обитателей.
Как все эзотерические восточные изображения, эта ламаистская монограмма имеет много смыслов, к которым надо пробиваться как бы вглубь, снимая один слой за другим. Так, посвященные понимают, что охранительная функция — это лишь самое поверхностное «массовое» значение «Намчувангдана». Другой глубинный смысл — соотношение Мира и человека, макрокосма и микрокосма.
Очертания «Намчувангдана» состоят из санскритских знаков-слогов «ХА, КША, МА, ЛА, ВА, РА, Я <ЙА>», причудливо сплетенных в единое целое; над ними расположены стилизованные изображения: пламя мудрости, диск солнца и серп луны. Каждый из знаков имеет два сокровенных смысла — космический и человеческий (то есть части человеческого тела соотносятся с определенными элементами буддийского макрокосма). Но и это не всё: цвета, в которые они окрашены, имеют символический смысл.
Вот как интерпретируются знаки, составляющие «Намчувангдан», в книге «Мудрость и Врата. Буддийские легенды», изданной в 1978 году на немецком языке в Лейпциге-Веймаре. Нумерация сверху вниз по приводимой здесь схеме:
(Примеч. В этой Книге ЦВЕТА Знаков указаны с ОШИБКАМИ, поэтому все они приведены ниже ИСПРАВЛЕННЫМИ)
Монограмма НАМЧУВАНГДАН
1. Пламя мудрости. Цвет: жёлтый (золотой). Смысл: макрокосм — невидимая астрономам планета Раху; макрокосм — центральная артерия.
2. Солнце. Цвет: красный. Смысл: макрокосм — солнце; микрокосм — артерия лала.
3. Луна. Цвет: белый (серебристый). Смысл: макрокосм — луна; микрокосм — артерия раса.
4. ХА. Цвет: голубой. Смысл: макрокосм — бесформенный (без границ) мир; микрокосм — участок макушка головы.
5. КША <КХА>. Цвет: зеленый. Смысл: макрокосм — ограниченный мир; микрокосм — участок от затылка до лба.
6. МА. Цвет: многоцветный, в котором пять цветов означают: белый (серебристый) — запад, жёлтый (золотой) — юг, красный — восток, чёрный (иногда фиолетовый) — север, зеленый — центр. Смысл: макрокосм — мировая гора Меру; микрокосм — позвоночник.
7. ЛА. Цвет: желтый (золотой). Смысл: макрокосм — земля; микрокосм — бедро.
8. ВА. Цвет: белый (серебристый). Смысл: макрокосм — вода; микрокосм — колено.
9. РА. Цвет: красный. Смысл: макрокосм — огонь; микрокосм — икра ноги.
10. Я. Цвет: черный (иногда фиолетовый). Смысл: макрокосм — ветер <воздух>; микрокосм — подошва ноги. <...>
! «Намчувангдан» — не что иное, как запись древним алфавитом ланчжа (или ранджа — основанное на санскритской графике стилизованное письмо, которое использовалось для надписей в непальском буддизме) санскритской мантры «Шри»: несколько ее изображений наложены с некоторым смещением одно на другое. <...> Знак «Шри», символ богатства и преуспеяния, можно видеть в Индии повсюду — в лавках и магазинах, в офисах, на поздравительных открытках и приглашениях на свадьбу. Он изображается также на особых серебряных монетах-медалях, приносимых индуистами на домашние алтари во время праздненства. Невинная хитрость: жертвуемое богам-покровителям серебро остается в доме.” (ПавО) (Сравн. ЧАКРОВАЯ СИМВОЛИКА.)
1
2
3
1 - Барельеф Семенного Слога (символа) Калачакры во дворце Потала, г. Лхаса, Тибет
2 - Барельеф символа Калачакры в Ташилунпо
3 - Барельеф Символа Калачакры, Агинский Дацан, Россия, Забайкалье
4 - Барельеф Семенного Слога (символа) Калачакры над входом в Буддийский Храм, Россия, г. Санкт-Петербург, ст. м. "Старая Деревня"
4
При рассмотрении всех аспектов взаимоотношений мужского и женского начал высшим критерием должны служить слова Руководителя (Владыки) Шамбалы Махатмы Мории (См. книгу Е. И. Рерих "У Порога Нового Мира"):
«…Также слышала о Женском и Мужском Началах, когда они соединены духовным чувством, батарея замыкается, и возможно претворение Высших Сил на земном плане…»
--------------------
«…Истинная семья есть прообраз общинножительства. Она может олицетворять сотрудничество и Иерархию и все условия Братства. Но весьма редки такие семьи, и потому невозможно сказать всем, что семья есть символ Братства…»
+ Калачакра-Тантра (если нажать на картинку Семенного Слога - откроется То же, что и по Сылке Ниже)
+ Намчувангдан (Сила в 10-ти Формах)(на англ. яз.)
+ Медитация Внутреннего Огня
+ Посвящения Калачакры от Далай-Ламы
------------------------------------
+ Калачакра-Тантра (в конце много ссылок на важн. ист-ки)
+ Изображения Калачакры (тханки-иконы)
+ Сокращённый Метод Созерцания Великого КАЛАЧАКРЫ
------------------------------------
+ Учения по Калачакре
+ А. Берзин "Принятие Посвящения Калачакры"
+ Гленн Муллин "Практика Калачакры" - читать онлайн
+ Сохраним Тибет
+ Тибет. Гора Кайлас
+ Агни-Йога - Буддизм - Калачакра (Форум)