Статья Карла Маркса «К критике
философии права Гегеля» начинается следующим решительным заявлением:
«Для Германии критика религии в существе закончена (!!), а
критика религии есть предположение всякой критики. Основание нерелигиозной
критики таково: человек делает религию, а не религия делает человека. Именно
религия есть самосознание и самочувствие человека, который или не нашел себя,
или же снова себя потерял. Но человек не есть абстрактное, вне мира стоящее
существо. Человек— это есть мир людей, государство, общество. Это государство,
это общество производят религию, извращенное сознание мира, потому что они сами
представляют извращенный мир. Религия есть общая теория этого мира, ее
энциклопедический компендиум, ее логика в популярной форме, ее
спиритуалистический point d'honneur, ее энтузиазм, се моральная санкция, ее
торжественное восполнение, ее всеобщее основание для утешения и оправдания. Она
есть фантастическое осуществление человеческой сущности (Wesen — обычный термин
Фейербаха), ибо человеческая сущность не обладает истинной действительностью.
Борьба против религии посредственно есть, стало быть, и борьба против того
мира, духовным ароматом которого является религия. Религиозное убожество
(Elend) в одних есть выражение действительного убожества, в других есть протест
против действительного убожества. Религия есть вздох утесненного создания, настроение
бессердечного (herzlozen) мира, а также дух бездушной эпохи. Она есть опиум для
народа.
Уничтожение религии как иллюзорного счастия народа есть
требование его действительного счастья. Требование устранения иллюзий
относительно своего существования есть требование устранения такого состояния,
которое требует иллюзий. Таким образом, критика иллюзий в существе дела есть
критика юдоли скорби, в которой призраком святости является религия. Критика
сорвала с цепей воображаемые цветы не затем, чтобы человек нес лишенные
фантазии, утешения цепи, но затем, чтобы он сбросил цепи и стал срывать живые
цветы. Критика религии разочаровывает человека, чтобы он думал, действовал,
определяя окружающую действительность как разочарованный, образумившийся
человек, чтоб он двигался около самого себя, следовательно, около
действительного своего солнца».
Я с уважением отношусь к Карлу Марксу, но его высказывание носит абстрактный характер вообще, а конкретную лепту в разоблачении Библии-Евангелия всё же внёс Великий Лео Таксель в своей знаменитой трилогии <<Забавная Библия. Забавное Евангелие. Священный вертеп>>. Николай, бывший октябрёнок, пионер, комсомолец!