Михаил ЭПШТЕЙН
Постатеизм, или
Бедная религия
Наш семидесятилетний атеизм,
как его ни называй: массовый, научный, государственный,- был, безусловно, новым
явлением в мировой истории. И раньше случались массовые ереси, но они не
меняли религиозного ядра мировоззрения, не отменяли веры в Бога, в Священное Писание,
в бессмертие души (например, немецкие анабаптисты). И раньше случались периоды
вольнодумства, но они затрагивали только интеллектуальные верхи общества, не
меняли общего религиозного настроения масс (например, французские просветители).
И только в Советском Союзе воинствующий атеизм разлился в массы, сформировав несколько поколений неверующих людей
если и не враждебных религии, то глубоко к ней равнодушных. Если они сами не
сносили храмов и не сжигали икон, то никогда и не молились, не призывали имени
Бога, забыли о самом его существовании.
Может ли религия, прошедшая через
долгую полосу гонения и отрицания, возродиться в прежних своих традиционных формах?
Или если атеизм был нов, то еще более нова должна быть постатеистическая вера,
которая приходит ему на смену?
То, что происходит сейчас
в религиозной жизни постсоветского общества, можно разделить на несколько разнонаправленных тенденций.
Одна из них - это действительно "религиозное возрождение", т.е. возврат общества к
своему доатеистическому состоянию. Традиционные вероисповедания: православие, католичество, ислам,
буддизм, иудаизм - возвращаются на религиозную карту страны. Разумеется, новообращенные привносят в
жизнь своих церквей эмоциональную пылкость и догматическое невежество, романтику охранительного национализма и
мессианских упований, но все-таки остаются в рамках традиции, чуть-чуть
сужая или расширяя их.
Другая тенденция, менее понятная и
изученная, ведет вспять от современного состояния религий в глубокую архаику
и может быть обозначена как неоязычество. Оказывается, что атеизм плох,
но ненамного лучше и традиционные религии, особенно иудаизм и его всемирный отпрыск
- христианство. Именно они проповедовали абстрактные идеалы добра и равенства, которые
долго разъедали душу могучих языческих народов и, в частности, привели
к упадку российскую государственность. Спасти нацию может не религия духа,
но древнейшая религия природы, немедленное восстановление дохристианского русского
и общеарийского пантеона.
Собственно, почти все ходы этого
мировоззрения уже были опробованы Ницше и его последователями среди национал-социалистов. В
частности, брезгливая критика христианства как иудейской ереси - религии убожества и
нигилизма, предназначенной для того, чтобы слабые победили сильных и, пользуясь заповедью "блаженны нищие,
кроткие, плачущие", овладели миром. В противовес этой растленной морали
рабов сильные должны соединиться и воссоздать религию первозданной силы
и хищной красоты как наивысшей добродетели, которая позволит им вернуть власть
над обществом.
Правда, на славянской и тем более чисто
русской почве воссоздатьязыческий культ куда труднее, чем на германской: слишком
мало осталось следов от этой прославленной старины, никакой связной канвы мифологических преданий,
только разрозненные имена нескольких божеств и явно поддельная Велесова
книга. Да и слишком очевидно, что сама российская государственность возникла
и укреплялась на христианской основе.
Поэтому редко
неоязыческая идея преподносится в чистом виде. Порой к ней примешиваются скорбные
экологические рассуждения о преимуществе языческого культа стихий в деле
охраны окружающей среды. Еще чаще в языческом духе толкуется само православие как
особая ветвь христианства, накрепко связанная с государственным и военным служением России
и ее великому народу-богоносцу. Преимущество православия перед другими христианскими вероисповеданиями усматривается также
в "двоеверии", в органическом слиянии религии "небесного Отца" с древним культом
родимой матери-земли. Православие в таком случае оказывается лишь наиболее боеспособной формой
патриотизма, искони защищавшей святую Русь от иудейской, католической, масонской и
всякой другой иноземной нечисти.
К неоязычеству можно
отнести и многообразные увлечения магией, экстрасенсорикой, спиритизмом и
прочими поверьями, восходящими к самым ранним анимистическим и фетишистским воззрениям. Собственно, возрождение всего
этого комплекса первобытных религий было одним из естественных последствий коммунистического строительства. Коммунизм был
задуман как возрождение на высшем историческом витке доклассовой общинной формации
- и в этом смысле возврат от "отчуждающих" религий классового общества к
вере во всеобщую одушевленность материи, которая есть источник самодвижения, а
значит, отвечает языческому представлению о духах природы.
Однако наряду с возвращением традиционных вероисповеданий и отчаянно-вдохновенным броском
в глубочайшую архаику есть еще одна тенденция - наименее замеченная, почти
не воплощенная. Ее можно назвать религиозным модернизмом или экуменизмом, хотя
эти западные термины не совсем к ней подходят. Речь идет о возможностях образования какого-то
целостного религиозного миросозерцания, но не путем сознательного синтеза
или обобщения традиций разных вер, как это порой делается на Западе (унитаризм), а
через выветривание этих традиций, через неизбежное принятие и преодоление духовного наследия
атеизма.
Представьте себе молодого человека из типичной
советской семьи, на протяжении трех-четырех поколений начисто отрезанной от
каких-либо религиозных традиций. И вот теперь, слыша в своей душе некий призыв
свыше, голос Божий, этот молодой человек никак не может определить, куда
же ему идти, под крышей какого храма укрыться. Все исторические религии
ему равно далеки, а голос раздается все ближе и ближе. Молодой человек
идет в православный храм - и сталкивается со вполне определенной системой догм
и обрядов, которая кажется ему слишком тесной для этого вселенского чувства.
Он идет в католический храм, в синагогу, идет к баптистам - и всюду видит исторически сложившиеся формы
богопочитания, тогда как ему хочется знать Бога целым и неделимым. Человек
ищет веры, а находит вокруг одни только вероисповедания.
Вот в этом разрыве между верой и вероисповеданиями и возникает бедная
религия, не имеющая ни устава, ни книг, ни обрядов. Заметьте, что из атеизма сейчас
уходит гораздо больше людей, чем приходят в храмы. Они уходят - и не доходят,
остаются где-то на распутье. Но это распутье, в сущности, и есть главная точка,
где сходятся все пути. Точка единоверия, равного приятия всех вер как ведущих
к единству веры.
Именно безверие советских лет сформировало такой
тип современного человека, про которого нельзя определенно сказать ни "православный", ни
"иудей", ни "мусульманин" - но просто "верующий". В западных странах это понятие
почти не употребляется как лишенное смысла. Верующий во что? Какой деноминации? Но
в Советском Союзе все верующие были уравнены по отношению к господствующему неверию
- и вот вера, теснимая со всех сторон, вдруг действительно стала наполняться каким-то
положительным содержанием. Просто вера. Просто в Бога.
Таких верующих в России сейчас гораздо больше, чем исповедующих какую-либо определенную веру.
Вот это и можно назвать бедной религией. Это религия без дальнейших определений, столь
же прямо и цельно предстоящая Богу, как целен и неделим сам Бог.
В душе бедного верующего нет никаких догматических предпочтений, которые
создаются непрерывной исторической традицией, крепким семейным религиозным укладом.
За предыдущие семьдесят лет в духовной жизни страны была вытоптана такая
ровная пустыня, что мелкими кажутся межи, сохранившиеся от разных исторических религий.
Вспомните глас вопиющего в пустыне: "В пустыне приготовьте путь Господу... Всякий
дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся, и
неровные пути сделаются гладкими. И явится слава Господня, и узрит всякая плоть
спасение Божие..." (Исайя, 40, 3-5). Не этот ли призыв был с жутковатой точностью осуществлен советским атеизмом, который
именно что подготовил путь Господу, преследуя и вытаптывая все веры, сравнивая горы
и долы, чтобы раздвинуть в душах широкое пространство для собирания разных
вер? Чтобы всякая плоть на гладкой пустыне могла узреть приход славы Божьей.
Чаще всего бедный верующий присоединяется рано или поздно к какой-нибудь исторической традиции,
становится православным или иудеем, но гулкое пространство пустыни, раз пережитое, остается
в нем навсегда. Ведь именно там, посреди мира, безо всяких приготовлений и
оглашений, Бог схватил его за сердце. Почти во всем мире люди приходят к
Богу через храм, куда вступают еще детьми. В нынешней России люди приходят
в храм через Бога. Отсюда и ощущение тесноты этих каменных стен, стремление их
раздвинуть.
Атеизм был самым крайним и грубым выражением укорененного в
восточном христианстве апофатизма, отрицанием не только возможности познать
Бога, но и его собственного существования. Практически атеизм воплотился в
беспощадном подавлении всех духовных традиций, преследовании священников и
верующих, закрытии храмов... И вот в вакууме поздней советской эпохи, в
1970-1980 годы, религиозность стала возрождаться именно в той форме, которую подготовил для
нее атеизм: как "просто вера", без уточнений и дополнений, без четких конфессиональных примет,-
целостное, нерасчлененное чувство Бога, вырастающее вне исторических, национальных, конкретно-церковных традиций.
Здесь мне хочется привести целиком свой текст 1982 года, посвященный этому
новому феномену постатеистической религиозности, который я тогда предложил
назвать "бедной религией". Бедная религия - это апофатика, уже перешагнувшая через
атеистическую стадию и вернувшая себе религиозное содержание, но в той
обобщенной форме - веры вообще,- которая была подготовлена атеистическим отрицанием всех
вер.
До последнего времени казалось, что так
называемое "религиозное возрождение" в России протекает исключительно в
формах возврата к традиционным религиям, к заветам предков. Блудный сын возвращается под
отчий кров. Все это хорошо известно и многократно описано. Казалось, что
"возвращенцы" отличаются от прежних прихожан не существом веры, а только степенью
осознанности, вовлеченности, энтузиазма, характерного для неофитов,- так
сказать, психологически, но не догматическ-то положительным содержанием. Просто
вера. Просто в Бога.
Таких верующих в России сейчас гораздо
больше, чем исповедующих какую-либо определенную веру. Вот это и можно
назвать бедной религией. Это религия без дальнейших определений, столь
же прямо и цельно предстоящая Богу, как целен и неделим сам Бог.
В душе бедного верующего нет никаких догматических предпочтений, которые
создаются непрерывной исторической традицией, крепким семейным религиозным укладом.
За предыдущие семьдесят лет в духовной жизни страны была вытоптана такая
ровная пустыня, что мелкими кажутся межи, сохранившиеся от разных исторических религий.
|