Главная | Регистрация | Вход | RSS Пятница, 18.01.2019, 00:36
Приветствую Вас, Гость
 

Главная » Статьи » Экология и климат

УЧЕНИЕ АКАДЕМИКА В. И. ВЕРНАДСКОГО О НООСФЕРЕ

Ссылка на материал

Вернуться на стр., откуда был переход

Понятие ноосферы

Еще в 20-е гг. XX в. В.И. Вернадский обратил внимание на мощное воздействие человека на окружающую среду и преобразование современной биосферы. Человечество как элемент биосферы, считал он, неизбежно придет к пониманию необходимости сохранения всего живого на Земле и охватит разумным управлением живую оболочку планеты, превратив ее в единую сферу — ноосферу (сферу разума). Это новое понятие Вернадский сформулировал в 1944 г. Он успел лишь в общих чертах наметить основы нового учения, но его слова и сейчас актуальны и звучат предостерегающе: «В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление».

Ноосфера (от греч. noos — разум) — это биосфера, разумно управляемая человеком. Ноосфера является высшей стадией развития биосферы, связанной с возникновением и становлением в ней цивилизованного общества, с периодом, когда разумная деятельность человека становится главным фактором развития на Земле.

Термин и понятие «ноосфера» были введены в науку французскими учеными — математиком Э. Леруа, философом П. Тейяром де Шарденом и В.И. Вернадским.

Отправной точкой своих исследований и Вернадский, и Тейяр де Шарден считали так называемую цефализацию - процесс увеличения массы головного мозга и, как следствие, эволюционно ускоренное развитие нервной системы человека. Происходит скачок — от инстинкта к мысли, следовательно, эволюция биосферы идет в направлении развития сознания, т.е. формирования ноосферы. Отсюда вывод: нематериальная мысль человека становится геологическим фактором, материально преобразующим планету. Планета обретает некий общепланетарный Мозг, который берет на себя ответственность за ее дальнейшее развитие.

П. Тейяр де Шарден называл ноосферой некую «оболочку мыслей» над Землей. Он представлял разум как пламя, в котором греется земной шар и которое постепенно охватывает планету, образуя ее новый покров: «Земля не только покрывается мириадами крупинок мысли, но окутывается единой мыслящей оболочкой, образующей функционально одну обширную крупинку мысли в космическом масштабе. Множество индивидуальных мышлений группируется и усиливается в акте одного единодушного мышления. Таков тот общий образ, в котором по аналогии и симметрично с прошлым мы можем научно представить себе человечество в будущем».

Как палеонтолог Тейяр де Шарден мысленно прослеживал невообразимо долгий путь биологической эволюции, венцом которой стало создание человека. Неужели столь устойчивый процесс ведет в тупик? Неужели природа, создавшая дивное разнообразие организмов, связанных между собой в гармоничное целое, столь несовершенна, столь убога, что самое замечательное ее творение — человек разумный — не способно выжить, обречено на бесславный конец?

«Завтра Земля может задрожать и уйти из-под наших ног, — считал ученый. — И это верно. Каждая человеческая воля, взятая отдельно, может отказаться от задачи идти все дальше по пути единения. Я это также допускаю. И, однако, в той мере, в какой они включают в себя идею преждевременной катастрофы или упадка, я считаю возможным утверждать, опираясь на все то, чему нас учит прошлое эволюции, что нам нечего бояться ни одного из этих многочисленных бедствий».

В.И. Вернадский вкладывал в понятие ноосферы принципиально иной смысл. По мнению ученого, ноосфера — материальная оболочка Земли, меняющаяся под воздействием людей, которые своей деятельностью так преобразуют планету, что могут быть признаны «мощной геологической силой». Эта сила своей мыслью и трудом перестраивает биосферу «в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого».

Постепенно идея ноосферы захватила умы многих известных ученых во всем мире, что само по себе говорит о ее значимости и глобальном характере.

Употребляя термин «ноосфера», экологи имеют в виду прежде всего тот комплекс проблем, решение которых необходимо для направленного развития биосферы. Говоря об «эпохе ноосферы», мы подчеркиваем еще одну важную сторону учения Вернадского. Оно утверждает необходимость не только целенаправленного развития биосферы, подчиненного обеспечению дальнейшего развития цивилизации, но и такого изменения общества, его природы и организации, которые были бы способны создать нужную гармонию в развитии природы и общества. Ноосфера — это уникальное единство человечества, производства и природы, которое должно преобразовываться и управляться высшим человеческим разумом. Именно последний гарантирует всестороннее прогрессивное развитие человечества на основе новых социальных законов и глубокого знания естественноисторических закономерностей.

В.И. Вернадский подчеркивал, что возникновение ноосферы как части биосферы есть природное явление, гораздо более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история. «...Все человечество, вместе взятое, представляет ничтожную массу вещества планеты. Мощь его связана не с его материей, но с его мозгом, разумом и направленным этим разумом его трудом. Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше». Вернадский понимал под ноосферой новый этап в развитии биосферы, этап разумного регулирования отношений между человеком и природой.

Ноосфера должна представлять собой не просто общество, существующее в определенной среде, и не просто среду, подвергшуюся сильному воздействию человечества, а интегрированное целое, в котором объединены развивающееся общество и изменяемая природа.

В понятии устойчивого развития, принятом на всемирной конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 г., ряд положений напомнил идею Вернадского о ноосфере, а в «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996) прямо записано, что «движение человечества к устойчивому развитию в конечном счете приведет к формированию предсказанной В.И. Вернадским сферы разума (ноосферы)...» За идеей ноосферы закрепился государственный статус.
 

Концепция ноосферы — высшей стадии развития биосферы

Переход от собирательства к охоте, далее — к земледелию и скотоводству явился началом аграрной революции, вызвавшей глубокие изменения природной среды в результате использования энергии животных, воды и огня. Лесные и степные естественные экосистемы искусственно стали превращаться в агроэкосистемы. Развитие земледелия и животноводства привело в движение ранее отсутствовавший фактор воздействия на биосферу — антропогенный.

С ростом масштабов использования природных ресурсов, обусловленных промышленной революцией, антропогенное влияние на биосферу и ее компоненты объективно увеличилось. Еще в 1940-е годы В.И. Вернадский отмечал, что производственная деятельность человека приобретает масштабы, сравнимые с геологическими преобразованиями. Так, к сведению лесов, распашке целинных земель, эрозии и засолению почв, снижению биоразнообразия добавились новые постоянно действующие механические и физико-химические факторы, усугубляющие экологический риск.

Согласно различным оценкам, человек эксплуатирует уже более 55% суши, использует около 13% речных вод, скорость сведения лесов достигает 18 млн га в год.

Воздействие человека на биосферу сводится к следующим формам.

Изменение структуры земной поверхности (распашка степей, вырубка лесов, мелиорация, создание искусственных озер и морей и т.п.).

Изменения состава биосферы, круговорота и баланса слагающих ее веществ (изъятие полезных ископаемых, образование отвалов, выброс различных веществ в атмосферу и сброс в водные объекты, изменение оборота влаги).

Изменение энергетического, в частности теплового, баланса отдельных регионов земного шара, опасное для всей планеты.

Изменения, вносимые в биоту (совокупность живых организмов) в результате истребления некоторых видов, создание новых пород животных и сортов растений, перемещение их на новые места обитания.

Таким образом, человеком нарушены основные принципы естественного устройства биосферы. С одной стороны, процесс человеческой деятельности расширил границы биосферы в глубины земной коры и океана, в высоты стратосферы и космоса. С другой стороны, прослеживается снижение биосферной активности и массы живого вещества.

Под действием человека на поверхности Земли в границах первичной биосферы сформировалось новое состояние природы — биотехносфера (техносфера). Биотехносфера - область нашей планеты, в которой существуют живое вещество и созданные человеком урба- но-технические объекты, и где проявляется их взаимодействие и влияние на внешнюю среду.

В отличие от биосферы, биотехносфера — не самоуправляющаяся организованная система, а сложный конгломерат многих подсистем, которыми управляет человек. Эти подсистемы не аккумулируют, а расходуют энергию, биомассу и кислород биосферы. Возникновение множества подсистем и систем биотехносферы усложнило состояние биосферы.

Биотехносфера и составляющие ее техногенные подсистемы расположены в биосфере, но они не обладают большинством свойств и функций, которые присущи природным экосистемам. Будучи гетеротрофными, техногенные функциональные образования могут существовать при использовании энергии и биомассы, накапливаемых автотрофными системами биосферы. Именно по этой причине техногенные системы разрушают биосферные автотрофные экосистемы, замещая их в пространстве.

В процессе функционирования биотехносферы имеет место разрыв циклов, существующих в первичной биосфере, проявляющийся, прежде всего, в том, что изъятые из окружающей среды некоторые вещества биотического происхождения не возвращаются в природу в пригодном для включения в естественный биотический круговорот виде. Тем самым стимулируется нарастающее обеднение природной среды веществами, которые необходимы для постоянного самовозобновления живого вещества.

Пока существует человечество, биотсхносфера будет развиваться. Прогрессирующий процесс освоения природно-ресурсного потенциала биосферы закономерен и неизбежен. Однако достижения на- учно-технического прогресса носят противоречивый характер. Двойственность эта проявляется прежде всего в том, что расширяются возможности использования сил природы, а вместе с тем усиливается отрицательное влияние на биосферу и биосферные процессы. Чтобы человеческая популяция сохранилась в условиях возможных биосферных изменений, вызванных антропогенным давлением, а не исчезла, как исчезают многие виды живых организмов, человечеству необходимо сформировать для себя новую экологическую нишу.

Какой же видится эта новая экологическая ниша Человечества?

Термин ноосфера впервые появился в 1926-1927 гг. в статьях французского математика и философа Э. Jlepya, который ввел это понятие для характеристики современной геологической стадии развития биосферы. Его позицию разделял крупнейший французский геолог Я. Тейяр де Шарден. Однако следует отметить, что термин ноосфера появился в трудах французских ученых лишь после того, как они в начале 1920-х годов прослушали в Сорбоне курс лекций В.И. Вернадского по проблемам геохимии и биогеохимии.

Свою интерпретацию концепции ноосферы дал на основе учения о биосфере В.И. Вернадский. За год до смерти он написал статью «Несколько слов о ноосфере», в которой приводятся доказательства, что разумная деятельность человека является не только его «внутренним» делом. Биосфера переходит в новую стадию — ноосферу (буквально мыслящая оболочка, сфера разума), для которой характерна тесная взаимосвязь законов природы с законами мышления и социально-экономическими законами.

Ноосфера у В.И. Вернадского — не отвлеченное царство разума, а исторически неизбежная стадия развития биосферы. Как живое вещество преображает косную материю, являющуюся основой его развития, так человек неизбежно обладает обратным влиянием на породившую его природу. Как живое вещество и косная материя, объединенные цепью прямых и обратных связей, образуют единую систему, — биосферу, так человечество и природная среда образуют единую систему — ноосферу.

Еще в 1926 г. в статье «Мысли о современном знании истории знаний» он писал о том, что созданная в течение всего геологического времени, установившаяся в своих равновесиях биосфера начинает все сильнее и глубже меняться под воздействием научной мысли человечества. По замечанию академика А.Л. Яншина, именно эту биосферу Земли, измененную научной мыслью и преобразованную для удовлетворения всех потребностей численно растущего человечества, ученый и назвал впоследствии «ноосферой».

Развивая концепцию ноосферы, В.И. Вернадский рассмотрел то, как на основе единства предшествующей стадии взаимодействия живой и косной материи на следующей стадии взаимодействия природы и человека может быть достигнута гармония. Ноосфера — «такого рода состояние биосферы, в котором должны проявляться разум и направляемая им работа человека, как новая небывалая на планете геологическая сила».

В.И. Вернадский развил концепцию ноосферы как растущего глобального осознания усиливающего вторжение человека в естественные биогеохимические циклы, ведущего, в свою очередь, ко все более взвешенному и целенаправленному контролю человека над глобальной системой.

В контексте ноосферного учения геохимические функции человечества характеризуются не его массой, а его производственной деятельностью. Темп, направление, характер использования биогео- химической энергии должны определяться не потребностями, а Разумом человека.

Ноосфера — не просто общество, существующее в определенной среде, и не просто природная среда, подвергающаяся сильному воздействию общества, а нечто целое, в котором сливаются развивающееся общество и изменяемая природа (природная среда). Возникает совершенно новый объект, в котором переплетаются законы живой и неживой природы, общества и мышления.

Переход к ноосфере — непростой и небыстрый процесс выработки принципов согласованных действий, нового поведения людей, смена стандартов, перестройка всего бытия. Для осуществления коэволюции человечество уже сейчас должно приступить к разумному регулированию своей численности и существенно снизить негативное давление на природу, а в последующем — разработать глубоко обоснованные технологии построения ноосферы на базе сохранения биосферы — обязательного условия жизни.

Таким образом, ноосфера — высшая стадия развития биосферы, характеризующаяся сохранением всех естественных закономерностей, присущих биосфере (при высоком уровне развития производительных сил у научной организации воздействия общества на Природу), максимальными возможностями общества удовлетворять материальные и культурные потребности Человека.

К сожалению, В.И. Вернадский не закончил работу, связанную с развитием идеи ноосферы.

 

Критика концепции ноосферы

В концепции ноосферы представлен в полной мере один аспект современного этапа взаимодействия человека и природы — глобальный характер единства человека с природной средой. В период создания этой концепции противоречивость данного взаимодействия не проявлялась с такой силой, как сейчас. В последнее десятилетие в дополнение к глобальному характеру взаимоотношений человека и природной среды обнаружилась противоречивость этого взаимодействия, чреватая кризисными экологическими состояниями. Стало ясно, что единство человека и природной среды противоречиво хотя бы в том плане, что из-за увеличивающегося обилия взаимосвязей между ними растет экологический риск как плата человечества за преобразование природной среды.

Пока еще нельзя ответить на вопрос, создаст ли в будущем человек сферу разума или своей неразумной деятельностью погубит и себя, и все живое?

С выходом человека в космос область взаимодействия человека с природной средой перестала ограничиваться сферой Земли. Понятие «ноосфера» после выхода человека в космос уже не соответствует пространственной конфигурации воздействия человека на природу.

Имеется еще одно важное соображение, неучтенное в концепции ноосферы. Человек взаимодействует со средой своего обитания не только разумно, но и чувственно, поскольку он сам — существо не только разумное, но и разумно-чувственное, в котором разумный и чувственный компоненты сложным образом переплетены.

Ноосферу не обязательно следует понимать как некий экологический идеал, поскольку не всегда с экологической точки зрения хорошо то, что преимущественно рационально, а само понятие разумного — исторически изменчиво. Такое чувство, как любовь к природе, не всегда может быть рационально интерпретировано и, тем не менее, способно положительно повлиять на общую экологическую обстановку. В связи с этим следует помнить о том, что писал о человеке В.И. Вернадский: «как и все живое, может мыслить и действовать в планетном аспекте только в области жизни — биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно связан и уйти из которой не может. Его существование есть ее функция».

Однако концепция ноосферы сохраняет свою ценность, поскольку представляет единство человека и природы в виде процесса — ноогенеза, ведущего к становлению единой системы «человек — природная среда».

Ноогенез — один из аспектов процесса становления родовой сущности человека, и его нельзя остановить. Стремление к осуществлению своих целей в природе останется, по-видимому, главенствующим в определении человеком перспектив его взаимоотношений с природой с того момента, как он перешел от защиты своей видовой специфики к превращению ее в важный фактор формирования природной закономерности. Осознав огромную ценность жизни в рамках биосферы, катастрофические последствия ее преобразования, человек должен проникнуться экологическим мышлением и перейти к равноправному сотрудничеству с природой.

Концепция В.И. Вернадского о ноосфере основывается на признании решающей роли человеческой деятельности, груда и мысли в эволюции биосферы, а через последнюю — и в изменении происходящих на Земле геологических процессов, и лика Земли в целом.

Становление ноосферы — возможность, но не необходимость. Ценность этой концепции в том, что она дает конструктивную модель вероятного будущего, ее ограниченность в том, что она рассматривает человека, прежде всего, как разумное существо, тогда как индивиды и тем более общество в целом редко ведут себя по-настоящему разумно.

Следует также отметить и некоторую непоследовательность в изложении данной концепции, относящуюся ко времени перехода биосферы в ноосферу.

В целом, концепция ноосферы напоминает натурфилософские построения и сциентические утопии. Пока человечество движется отнюдь не к построению ноосферы, и последняя остается одной из гипотез. О невозможности построения ноосферы, в описанном выше варианте, говорит и В.Г. Горшков. По его мнению, создать ноосферную регуляцию среды с эффективностью, равной биологической, нереально. Если на месте естественной биоты будут созданы полностью безотходные и энергетически чистые технологические и биотехнологические циклы, не изменяющие состояние окружающей среды, эта среда все равно будет подвержена неконтролируемыми биотой естественным флуктуациям, и быстро разрушится до непригодного для человека состояния. Ноосфера в подобном варианте представляет собой утопию.

По мнению академика Н.Н. Моисеева, «эпохой ноосферы следует называть тот этап антропогенеза, когда человечество окажется способным реализовать режим коэволюции человека и биосферы».

В связи с рассматриваемой концепцией укажем на следующее, по-нашему мнению, заслуживающее внимания обстоятельство. Вот как его описал в своей книге профессор B.C. Голубев: «Можно лишь предположить: если бы идеи В.И. Вернадского о ноосфере последовательно развивались, то главная цивилизационная идея современности - устойчивое развитие, возможно, пришло бы на Запад из России, а не наоборот, и раньше, чем это в действительности произошло».

Вернуться на стр., откуда был переход

Категория: Экология и климат | Добавил: con (11.01.2019)
Просмотров: 3 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта



Г Л А В Н А Я





Пищевая СОДА - ПАНАЦЕЯ - "Пепел Божественного Огня"!
ВРЕМЯ ОГНЯ СТРЕМИТЕЛЬНО ПРИБЛИЖАЕТСЯ!
"... Месяц под Косой блестит, а во лбу Звезда горит ..."
РОССИЯ - СТРАНА СВЕТЛОГО БУДУЩЕГО?!
Портал "РОССИЯ"
Тайны Важных Дат Истории России
Академия Тринитаризма: Раздел "Образ Будущего Мира"
И. А. Ефремов "ТУМАННОСТЬ АНДРОМЕДЫ"
"СТРАШНЫЙ ПРИЗРАК КОММУНИЗМА"СТАНОВИТСЯ ВСЁ БЛИЖЕ К МАТЕРИАЛИЗАЦИИ!
Тайна Апокалиптических Картин в аэропорту г. Денвера (США)
КАЛЕНДАРЬ ДРЕВНИХ МАЙЯ и Дата 21 ДЕКАБРЯ 2012 ГОДА
Планета НИБИРУ - ФАКТЫ и СПЕКУЛЯЦИИ
Сайт "Наша ПЛАНЕТА"
Сайт "ГЛОБОСФЕРА"
Сайт "Город Творцов"


Книга Валентины Павловны ЛАВРОВОЙ "КЛЮЧИ К ТАЙНАМ ЖИЗНИ" - ПРОДОЛЖЕНИЕ УЧЕНИЯ ШАМБАЛЫ



ОГНЕННЫЕ ТАЙНЫ БОГА В ЧЕЛОВЕКЕ (4 = 1 = 9) или ЧАКРЫ, КУНДАЛИНИ и ОГНЕННОЕ КРЕЩЕНИЕ
ЭталоН ШЕстой РАсы Эры ВОдолея
     
ТАЙНЫ АГНИ-ЙОГИ / ЖИВОЙ ЭТИКИ

     
КАББАЛА = Скрытая Мудрость Бытия
     
КАЛАЧАКРА = УЧЕНИЕ ОГНЯ = ДУХОВНЫЙ КОММУНИЗМ

Тайны "Страшных" Символов Высшей Премудрости
     
"СТРАШНЫЕ АЛХИМИЧЕСКИЕ ТАЙНЫ" СОВЕТСКИХ СИМВОЛОВ "СЕРП" и "МОЛОТ"
М + Ж = ЗВЕЗДА!
     
ДВИЖУЩИЕСЯ КАРТИНКИ и ОПТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ
Тайна Футбольного Мяча или Усечённый Икосаэдр
ЭКОЛОГИЯ и РЕКОМЕНДАЦИИ для ЗДОРОВЬЯ и ДОЛГОЛЕТИЯ
----------------------------
Пищевая СОДА - ПАНАЦЕЯ - "Пепел Божественного Огня"!
----------------------------
Галина Зубкова "Женщина и Мужчина: кармический путь вдвоём"
И ещё: Галина Зубкова "Женщина и Мужчина: кармический путь вдвоём"
Анатолий Некрасов "Мужчина и Женщина: Cherchez La Femme (Ищите Женщину - пер. с фр.)"
Дион Форчун "Эзотерическая философия любви и брака" (Оглавление - нажать кнопку "Выбрать главу" вверху слева)
Луис В. Милдмэн "Мистический Секс"
Равви Сингх "Искусство Трансцендентного Секса. Сексуальные Аспекты Кундалини-Йоги"
Михалина Вислоцкая "Искусство Любви"
Л. Бинг "Даосские Практики для женщин и мужчин"
Мантэк Чиа, Майкл Винн "Совершенствование мужской сексуальной энергии"
Мантэк Чиа, Мэниван Чиа "Совершенствование женской сексуальной энергии"
Мантэк Чиа и В. Ю. Вэй "Сексуальная рефлексология. ДАО ЛЮБВИ и СЕКСА"
Мантэк Чиа "Целительная Любовь. Совершенствование Сексуальной Энергии"
Мантэк Чиа, Мэниван Чиа, Дуглас Абрамс, Рэйчел К. Абрамс "Даосские Секреты Любви для двоих"
Мантэк Чиа - Книги Онлайн
Ник Дуглас, Пенни Слингер "Алхимия Экстаза. Тайны Пола. Тантра. Великая Культура Востока. Философия, Метод, Практика"
Омраам Микаэль Айванхов "СЕКСУАЛЬНАЯ СИЛА ИЛИ КРЫЛАТЫЙ ДРАКОН"
Омраам Микаэль Айванхов "Любовь и Сексуальность"
Ещё Ссылки на Книги и Видео по теме "СЕКРЕТЫ ЛЮБВИ для мужчины и женщины"
Тексты / Статьи
КАРТИНКИ (См. "Альбомы" НИЖЕ "Меню сайта")
ВИДЕО
Гостевая
Контакты
ССЫЛКИ - Много Интересного (Раздел "ВИДЕО" - здесь)

Последние неразобранные ССЫЛКИ



Г Л А В Н А Я

UCOZ - Бесплатный Конструктор Сайтов

НАШ БАННЕР:

Категории каталога

Важная Информация (начало - в "Меню Сайта") [0]
Эзотерика = Познание Человека [45]
Политика, общество, экономика [19]
Медицина и здоровье [10]
Экология и климат [6]
Познание мира [4]
Поэзия [6]
Рецензии [0]
Эссе [0]

Поиск

Друзья сайта



Статистика