Главная | Регистрация | Вход | RSS Суббота, 27.04.2024, 18:34
Приветствую Вас, Гость
 

Главная » Статьи » Эзотерика = Познание Человека

Михаил Эпштейн "ПОСТАТЕИЗМ, или Бедная Религия" - 1
Михаил ЭПШТЕЙН
Постатеизм, или
Бедная религия

Наш семидесятилетний атеизм, как его ни называй: массовый, научный, государственный,- был, безусловно, новым явлением в мировой истории. И раньше случались массовые ереси, но они не меняли религиозного ядра мировоззрения, не отменяли веры в Бога, в Священное Писание, в бессмертие души (например, немецкие анабаптисты). И раньше случались периоды вольнодумства, но они затрагивали только интеллектуальные верхи общества, не меняли общего религиозного настроения масс (например, французские просветители).

И только в Советском Союзе воинствующий атеизм разлился в массы, сформировав несколько поколений неверующих людей если и не враждебных религии, то глубоко к ней равнодушных. Если они сами не сносили храмов и не сжигали икон, то никогда и не молились, не призывали имени Бога, забыли о самом его существовании.

Может ли религия, прошедшая через долгую полосу гонения и отрицания, возродиться в прежних своих традиционных формах? Или если атеизм был нов, то еще более нова должна быть постатеистическая вера, которая приходит ему на смену?

То, что происходит сейчас в религиозной жизни постсоветского общества, можно разделить на несколько разнонаправленных тенденций.

Одна из них - это действительно "религиозное возрождение", т.е. возврат общества к своему доатеистическому состоянию. Традиционные вероисповедания: православие, католичество, ислам, буддизм, иудаизм - возвращаются на религиозную карту страны. Разумеется, новообращенные привносят в жизнь своих церквей эмоциональную пылкость и догматическое невежество, романтику охранительного национализма и мессианских упований, но все-таки остаются в рамках традиции, чуть-чуть сужая или расширяя их.

Другая тенденция, менее понятная и изученная, ведет вспять от современного состояния религий в глубокую архаику и может быть обозначена как неоязычество. Оказывается, что атеизм плох, но ненамного лучше и традиционные религии, особенно иудаизм и его всемирный отпрыск - христианство. Именно они проповедовали абстрактные идеалы добра и равенства, которые долго разъедали душу могучих языческих народов и, в частности, привели к упадку российскую государственность. Спасти нацию может не религия духа, но древнейшая религия природы, немедленное восстановление дохристианского русского и общеарийского пантеона.

Собственно, почти все ходы этого мировоззрения уже были опробованы Ницше и его последователями среди национал-социалистов. В частности, брезгливая критика христианства как иудейской ереси - религии убожества и нигилизма, предназначенной для того, чтобы слабые победили сильных и, пользуясь заповедью "блаженны нищие, кроткие, плачущие", овладели миром. В противовес этой растленной морали рабов сильные должны соединиться и воссоздать религию первозданной силы и хищной красоты как наивысшей добродетели, которая позволит им вернуть власть над обществом.

Правда, на славянской и тем более чисто русской почве воссоздатьязыческий культ куда труднее, чем на германской: слишком мало осталось следов от этой прославленной старины, никакой связной канвы мифологических преданий, только разрозненные имена нескольких божеств и явно поддельная Велесова книга. Да и слишком очевидно, что сама российская государственность возникла и укреплялась на христианской основе.

Поэтому редко неоязыческая идея преподносится в чистом виде. Порой к ней примешиваются скорбные экологические рассуждения о преимуществе языческого культа стихий в деле охраны окружающей среды. Еще чаще в языческом духе толкуется само православие как особая ветвь христианства, накрепко связанная с государственным и военным служением России и ее великому народу-богоносцу. Преимущество православия перед другими христианскими вероисповеданиями усматривается также в "двоеверии", в органическом слиянии религии "небесного Отца" с древним культом родимой матери-земли. Православие в таком случае оказывается лишь наиболее боеспособной формой патриотизма, искони защищавшей святую Русь от иудейской, католической, масонской и всякой другой иноземной нечисти.

К неоязычеству можно отнести и многообразные увлечения магией, экстрасенсорикой, спиритизмом и прочими поверьями, восходящими к самым ранним анимистическим и фетишистским воззрениям. Собственно, возрождение всего этого комплекса первобытных религий было одним из естественных последствий коммунистического строительства. Коммунизм был задуман как возрождение на высшем историческом витке доклассовой общинной формации - и в этом смысле возврат от "отчуждающих" религий классового общества к вере во всеобщую одушевленность материи, которая есть источник самодвижения, а значит, отвечает языческому представлению о духах природы.

Однако наряду с возвращением традиционных вероисповеданий и отчаянно-вдохновенным броском в глубочайшую архаику есть еще одна тенденция - наименее замеченная, почти не воплощенная. Ее можно назвать религиозным модернизмом или экуменизмом, хотя эти западные термины не совсем к ней подходят. Речь идет о возможностях образования какого-то целостного религиозного миросозерцания, но не путем сознательного синтеза или обобщения традиций разных вер, как это порой делается на Западе (унитаризм), а через выветривание этих традиций, через неизбежное принятие и преодоление духовного наследия атеизма.

Представьте себе молодого человека из типичной советской семьи, на протяжении трех-четырех поколений начисто отрезанной от каких-либо религиозных традиций. И вот теперь, слыша в своей душе некий призыв свыше, голос Божий, этот молодой человек никак не может определить, куда же ему идти, под крышей какого храма укрыться. Все исторические религии ему равно далеки, а голос раздается все ближе и ближе. Молодой человек идет в православный храм - и сталкивается со вполне определенной системой догм и обрядов, которая кажется ему слишком тесной для этого вселенского чувства. Он идет в католический храм, в синагогу, идет к баптистам - и всюду видит исторически сложившиеся формы богопочитания, тогда как ему хочется знать Бога целым и неделимым. Человек ищет веры, а находит вокруг одни только вероисповедания.

Вот в этом разрыве между верой и вероисповеданиями и возникает бедная религия, не имеющая ни устава, ни книг, ни обрядов. Заметьте, что из атеизма сейчас уходит гораздо больше людей, чем приходят в храмы. Они уходят - и не доходят, остаются где-то на распутье. Но это распутье, в сущности, и есть главная точка, где сходятся все пути. Точка единоверия, равного приятия всех вер как ведущих к единству веры.

Именно безверие советских лет сформировало такой тип современного человека, про которого нельзя определенно сказать ни "православный", ни "иудей", ни "мусульманин" - но просто "верующий". В западных странах это понятие почти не употребляется как лишенное смысла. Верующий во что? Какой деноминации? Но в Советском Союзе все верующие были уравнены по отношению к господствующему неверию - и вот вера, теснимая со всех сторон, вдруг действительно стала наполняться каким-то положительным содержанием. Просто вера. Просто в Бога.

Таких верующих в России сейчас гораздо больше, чем исповедующих какую-либо определенную веру. Вот это и можно назвать бедной религией. Это религия без дальнейших определений, столь же прямо и цельно предстоящая Богу, как целен и неделим сам Бог.

В душе бедного верующего нет никаких догматических предпочтений, которые создаются непрерывной исторической традицией, крепким семейным религиозным укладом. За предыдущие семьдесят лет в духовной жизни страны была вытоптана такая ровная пустыня, что мелкими кажутся межи, сохранившиеся от разных исторических религий.

Вспомните глас вопиющего в пустыне: "В пустыне приготовьте путь Господу... Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся, и неровные пути сделаются гладкими. И явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие..." (Исайя, 40, 3-5). Не этот ли призыв был с жутковатой точностью осуществлен советским атеизмом, который именно что подготовил путь Господу, преследуя и вытаптывая все веры, сравнивая горы и долы, чтобы раздвинуть в душах широкое пространство для собирания разных вер? Чтобы всякая плоть на гладкой пустыне могла узреть приход славы Божьей.

Чаще всего бедный верующий присоединяется рано или поздно к какой-нибудь исторической традиции, становится православным или иудеем, но гулкое пространство пустыни, раз пережитое, остается в нем навсегда. Ведь именно там, посреди мира, безо всяких приготовлений и оглашений, Бог схватил его за сердце. Почти во всем мире люди приходят к Богу через храм, куда вступают еще детьми. В нынешней России люди приходят в храм через Бога. Отсюда и ощущение тесноты этих каменных стен, стремление их раздвинуть.

Атеизм был самым крайним и грубым выражением укорененного в восточном христианстве апофатизма, отрицанием не только возможности познать Бога, но и его собственного существования. Практически атеизм воплотился в беспощадном подавлении всех духовных традиций, преследовании священников и верующих, закрытии храмов... И вот в вакууме поздней советской эпохи, в 1970-1980 годы, религиозность стала возрождаться именно в той форме, которую подготовил для нее атеизм: как "просто вера", без уточнений и дополнений, без четких конфессиональных примет,- целостное, нерасчлененное чувство Бога, вырастающее вне исторических, национальных, конкретно-церковных традиций.

Здесь мне хочется привести целиком свой текст 1982 года, посвященный этому новому феномену постатеистической религиозности, который я тогда предложил назвать "бедной религией". Бедная религия - это апофатика, уже перешагнувшая через атеистическую стадию и вернувшая себе религиозное содержание, но в той обобщенной форме - веры вообще,- которая была подготовлена атеистическим отрицанием всех вер.

До последнего времени казалось, что так называемое "религиозное возрождение" в России протекает исключительно в формах возврата к традиционным религиям, к заветам предков. Блудный сын возвращается под отчий кров. Все это хорошо известно и многократно описано. Казалось, что "возвращенцы" отличаются от прежних прихожан не существом веры, а только степенью осознанности, вовлеченности, энтузиазма, характерного для неофитов,- так сказать, психологически, но не догматическ-то положительным содержанием. Просто вера. Просто в Бога.

Таких верующих в России сейчас гораздо больше, чем исповедующих какую-либо определенную веру. Вот это и можно назвать бедной религией. Это религия без дальнейших определений, столь же прямо и цельно предстоящая Богу, как целен и неделим сам Бог.

В душе бедного верующего нет никаких догматических предпочтений, которые создаются непрерывной исторической традицией, крепким семейным религиозным укладом. За предыдущие семьдесят лет в духовной жизни страны была вытоптана такая ровная пустыня, что мелкими кажутся межи, сохранившиеся от разных исторических религий.

Категория: Эзотерика = Познание Человека | Добавил: contur (17.03.2009)
Просмотров: 1346 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта



Г Л А В Н А Я





Пищевая СОДА - ПАНАЦЕЯ - "Пепел Божественного Огня"!
ВРЕМЯ ОГНЯ СТРЕМИТЕЛЬНО ПРИБЛИЖАЕТСЯ!
"... Месяц под Косой блестит, а во лбу Звезда горит ..."
РОССИЯ - СТРАНА СВЕТЛОГО БУДУЩЕГО?!
Портал "РОССИЯ"
Тайны Важных Дат Истории России
Академия Тринитаризма: Раздел "Образ Будущего Мира"
И. А. Ефремов "ТУМАННОСТЬ АНДРОМЕДЫ"
"СТРАШНЫЙ ПРИЗРАК КОММУНИЗМА"СТАНОВИТСЯ ВСЁ БЛИЖЕ К МАТЕРИАЛИЗАЦИИ!
Тайна Апокалиптических Картин в аэропорту г. Денвера (США)
КАЛЕНДАРЬ ДРЕВНИХ МАЙЯ и Дата 21 ДЕКАБРЯ 2012 ГОДА
Планета НИБИРУ - ФАКТЫ и СПЕКУЛЯЦИИ
Сайт "Наша ПЛАНЕТА"
Сайт "ГЛОБОСФЕРА"
Сайт "Город Творцов"


Книга Валентины Павловны ЛАВРОВОЙ "КЛЮЧИ К ТАЙНАМ ЖИЗНИ" - ПРОДОЛЖЕНИЕ УЧЕНИЯ ШАМБАЛЫ



ОГНЕННЫЕ ТАЙНЫ БОГА В ЧЕЛОВЕКЕ (4 = 1 = 9) или ЧАКРЫ, КУНДАЛИНИ и ОГНЕННОЕ КРЕЩЕНИЕ
ЭталоН ШЕстой РАсы Эры ВОдолея
     
ТАЙНЫ АГНИ-ЙОГИ / ЖИВОЙ ЭТИКИ

     
КАББАЛА = Скрытая Мудрость Бытия
     
КАЛАЧАКРА = УЧЕНИЕ ОГНЯ = ДУХОВНЫЙ КОММУНИЗМ

Тайны "Страшных" Символов Высшей Премудрости
     
"СТРАШНЫЕ АЛХИМИЧЕСКИЕ ТАЙНЫ" СОВЕТСКИХ СИМВОЛОВ "СЕРП" и "МОЛОТ"
М + Ж = ЗВЕЗДА!
     
ДВИЖУЩИЕСЯ КАРТИНКИ и ОПТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ
Тайна Футбольного Мяча или Усечённый Икосаэдр
ЭКОЛОГИЯ и РЕКОМЕНДАЦИИ для ЗДОРОВЬЯ и ДОЛГОЛЕТИЯ
----------------------------
Пищевая СОДА - ПАНАЦЕЯ - "Пепел Божественного Огня"!
----------------------------
Галина Зубкова "Женщина и Мужчина: кармический путь вдвоём"
И ещё: Галина Зубкова "Женщина и Мужчина: кармический путь вдвоём"
Анатолий Некрасов "Мужчина и Женщина: Cherchez La Femme (Ищите Женщину - пер. с фр.)"
Дион Форчун "Эзотерическая философия любви и брака" (Оглавление - нажать кнопку "Выбрать главу" вверху слева)
Луис В. Милдмэн "Мистический Секс"
Равви Сингх "Искусство Трансцендентного Секса. Сексуальные Аспекты Кундалини-Йоги"
Михалина Вислоцкая "Искусство Любви"
Л. Бинг "Даосские Практики для женщин и мужчин"
Мантэк Чиа, Майкл Винн "Совершенствование мужской сексуальной энергии"
Мантэк Чиа, Мэниван Чиа "Совершенствование женской сексуальной энергии"
Мантэк Чиа и В. Ю. Вэй "Сексуальная рефлексология. ДАО ЛЮБВИ и СЕКСА"
Мантэк Чиа "Целительная Любовь. Совершенствование Сексуальной Энергии"
Мантэк Чиа, Мэниван Чиа, Дуглас Абрамс, Рэйчел К. Абрамс "Даосские Секреты Любви для двоих"
Мантэк Чиа - Книги Онлайн
Ник Дуглас, Пенни Слингер "Алхимия Экстаза. Тайны Пола. Тантра. Великая Культура Востока. Философия, Метод, Практика"
Омраам Микаэль Айванхов "СЕКСУАЛЬНАЯ СИЛА ИЛИ КРЫЛАТЫЙ ДРАКОН"
Омраам Микаэль Айванхов "Любовь и Сексуальность"
Ещё Ссылки на Книги и Видео по теме "СЕКРЕТЫ ЛЮБВИ для мужчины и женщины"
Тексты / Статьи
КАРТИНКИ (См. "Альбомы" НИЖЕ "Меню сайта")
ВИДЕО
Гостевая
Контакты
ССЫЛКИ - Много Интересного (Раздел "ВИДЕО" - здесь)

Последние неразобранные ССЫЛКИ


Г Л А В Н А Я

UCOZ - Бесплатный Конструктор Сайтов

НАШ БАННЕР:

Категории каталога

Важная Информация (начало - в "Меню Сайта") [0]
Эзотерика = Познание Человека [45]
Политика, общество, экономика [19]
Медицина и здоровье [10]
Экология и климат [6]
Познание мира [4]
Поэзия [6]
Рецензии [0]
Эссе [0]

Поиск

Друзья сайта



Статистика